«Звезда» — центр промышленных инициатив

«Звезда» — центр промышленных инициатив Другие фото:
17 ноября 2010 «Звезда» — центр промышленных инициатив

Реализация в Петербурге высокотехнологичных проектов станет еще одним элементом политики города для его становления в качестве российского научно-производственного центра. На эту тему говорит Павел Плавник, генеральный директор ОАО «Звезда», вице-президент Ассоциации промышленных предприятий.

Отечественное дизелестроение в настоящее время представляет собой разрозненную по ведомствам и форме собственности под­отрасль с устаревшей производственной, научной и нормативной базой, разрушенной структурой кооперационных связей, отсутствием финансирования новых разработок и организационной поддержки на каком-либо уровне. Да и заводов сохранилось не более десятка, их конкурентоспособность на мировом уровне оценивается как крайне низкая.
Шанс для дизеля
Развитию отрасли препятствуют негативные общеэкономические тенденции, влияющие на рост себестоимости, вынужденная самостоятельная борьба за обновление основных фондов, дефицит квалифицированных кадров вместе с разрывом преемственности поколений и т. д. Как следствие, имеет место беспрецедентное замещение отечественной техники зарубежной в военно-морском и гражданском флоте, малой энергетике, на железнодорожном транспорте.
Очевидно, что без системной государственной политики развивать такие высокотехнологичные отрасли, как дизелестроение, невозможно. Недавно Председателем Правительства РФ В. Путиным была отмечена необходимость уделить внимание развитию этой подотрасли, началась работа над подпрограммой «Создание и организация производства в РФ в 2011–2015 гг. дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база».
Первую скрипку в работе над программой играет московская группа компаний «Трансмашхолдинг», активно лоббирующая свои коммерческие интересы.  Но, по нашему мнению, центром российского дизелестроения может и должен выступать именно Петербург, особую значимость имеет тот факт, что город сохраняет традиционный статус столицы судостроения, а энергетическая установка является важнейшей и наиболее высокотехнологичной из систем корабля, стоимость которой доходит до 30% в составе стоимости готового продукта. При этом в нашем городе по-прежнему есть вся необходимая инфраструктура, чтобы комплексно подойти к вопросу создания российского центра дизелестроения.
ОАО «Звезда» немедленно подключилось к работе по подготовке этой подпрограммы. Потенциал конкурентоспособности у нас, несмотря ни на что, превосходный. Так, ни один из мировых производителей высокооборотных моторов до сих пор не смог добиться таких массогабаритных характеристик и показателей удельной массы, какими обладают наши серийные двигатели размерности ЧН16/17 — конкуренты с наилучшими показателями отстают в 1,7 раза.
Помимо производственной и технологической базы, город обладает уникальной научной школой, взять хотя бы ЦНИИ им. ак. А. Н. Крылова, Санкт-Петербургский политехнический и Морской технический университеты, Центральный научно-исследовательский дизельный институт и др. Только опираясь на научную поддержку и внедряя передовые решения, российское дизелестроение имеет шанс выйти на мировые рынки.
Платформа берет старт
3 августа 2010 года в России, в соответствии с решением правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, был дан старт формированию перечня технологических платформ. Они получают статус механизма частно-государственного партнерства и объединяют усилия в области научно-технологического и инновационного развития экономики.
В Петербурге уже имеется начальный опыт создания такого формирования — в 2008 году было создано общественное объединение «Инновационно-технологический кластер машиностроения и металло­обработки». На его базе как раз и планируется создать проект Российской технологической платформы развития инновационных технологий в машиностроении.
Новый статус даст возможность работать в налаженном взаимодействии с органами государственной власти, что обеспечит эффективность конечного результата. При этом цели и задачи остаются прежними — эффективное использование ресурсов, формирование центров технологических компетенций и системное развитие субконтрактинга. Помимо прочего, этот проект повлияет на улучшение ситуации на рынке труда: каждое рабочее место в промышленности ведет к появлению пяти мест в непромышленном секторе экономики.
10 лет спустя
Третий проект — создание центра производства реверс-редукторных передач — является органичным продолжением той работы, которую «Звезда» самостоятельно ведет уже почти десять лет.
С новым этапом развития российского судостроения, когда  смогли вернуться к серийному строительству кораблей, возникла острая необходимость в восполнении серьезного технологического пробела.
При поиске разработчика и производителя передач требуемой мощности «Звезда» оказалась единственным предприятием в стране, возможности которого позволили решить задачу по организации принципиально нового производства в кратчайшие сроки. Всего за два года мы смогли разработать и наладить выпуск уникальных реверсивных редукторов мощностью в 12 тыс. л. с. при кооперационном участии других российских производителей. В 2002 году было принято совместное решение ВМФ и Российского агентства по судостроению о создании на базе «Звезды» центра редукторостроения; правда,  никаких организационных мер за этим не последовало.
Тем не менее, понимая перспективу и значимость для страны наличия собственной технологии в этой области, мы продолжили  самостоятельное развитие данного направления. И сегодня предприятие является головным российским разработчиком и производителем тяжелых передач для различных типов главных энергетических установок кораблей и катеров ВМФ и морских частей силовых ведомств, интегрируя усилия десятков предприятий, задействованных в производстве этого сложнейшего продукта. Однако для всестороннего развития этой технологии и достижения конкурентоспособности на мировом рынке требуется вернуться к идее создания центра производства реверс-редукторных передач в рамках программ развития отечественного судостроения и промышленного машиностроения.

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: