«Надо жить с видом на будущее…»

«Надо жить с видом на будущее…» Другие фото:
17 ноября 2010 «Надо жить с видом на будущее…»

Он уверен, что за разработкой концепции развития промышленности Петербурга на период до 2020 года должны последовать совершенно конкретные шаги по ее поддержке со стороны государства. «Сейчас от слов нужно переходить к реальным делам», — считает президент ЗАО «РЭП Холдинг» Геннадий Локотков.

— То, что концепция развития петербургской промышленности вообще появилась, — уже хорошо, — полагает Геннадий Локотков. — Но надо понимать, что этот документ — своего рода «дорожная карта», которая определяет только общие положения. Такие отрасли, как машино-, судо- и приборостроение, безусловно, должны стать основными векторами развития нашей промышленности в целом. В их составе действительно работают предприятия, которые уже прошли трудный путь перехода на современные принципы хозяйствования, смогли предложить рынку востребованную им продуктовую линейку и способны конкурировать даже с зарубежными фирмами. Однако главной задачей такой концепции должно быть сохранение промышленной среды в целом. Пока, к сожалению, этого не наблюдается, и такая среда постепенно из города «вымывается». За последние два года, например, количество промышленных площадок, предлагаемых девелоперами под застройку, в Петербурге увеличилось вдвое…
— Достаточно ли усилий предпринимают власти для того, чтобы сохранить и развить промышленный потенциал Северной столицы?
— Не могу сказать, что вовсе ничего не делается. Определенные шаги предпринимаются и на общероссийском, и на региональном уровнях. Например, промышленникам предоставляют некоторые льготы. Но нет системы поддержки промышленности, которая бы работала изо дня в день. Ведь надо понимать, что производства сейчас действуют в условиях очень жесткой внутренней и внешней конкуренции и должны выпускать быстро обновляемую продукцию, стараясь шагать в ногу со временем. Мы, например, разработав и изготовив новую современную турбину, которая пользуется спросом, уже подготовили три этапа ее модернизации… Для того чтобы это делать своевременно, нужны колоссальные финансовые затраты, которыми собственники производственных предприятий зачастую не располагают. Не развиваясь, они проигрывают конкурентам. Поэтому нередко хозяевам выгоднее продать землю под застройку, чем дальше бороться за выживаемость того или иного производства. Даже тем компаниям, которые твердо стоят на ногах, процесс постепенного вымывания промышленной среды в конечном счете оказывается невыгоден: им приходится искать кооперацию все дальше и дальше, в других регионах страны или за рубежом.
— Может быть, здесь следует идти по пути очень узкой специализации, добиваясь в ней исключительных успехов?
— Такой путь вряд ли эффективен в условиях быстро изменяющейся конъюнктуры рынка. В ЗАО «РЭП Холдинг», например, сейчас действует 5 предметно замкнутых производств, каждое из которых ориентировано на потребителя. Мы развиваем все пять направлений (машиностроение, электротехника, электропривод, котельно-сварочное, металлургия), но не исключаем, что появится еще и шестое. Делается это потому, что многозадачность придает холдингу большую устойчивость и уверенность: если на одном «фронте» появляются сложности, то другой своим развитием его страхует.
— А каково шестое направление, о котором вы упомянули?
— Мы видим большое будущее в применении электропривода в таких сферах, как энергетика и автомобильный транспорт. В первую очередь это ветроустановки и транспортные средства, приводимые в движение с помощью электричества. В этом направлении уже очень плотно работаем, рассматривая самые разные варианты использования наших возможностей. Не исключая и производство локомотивов — здесь мы решили действовать совместно с таким партнером, как Siemens.
— Развитие ЗАО «РЭП Холдинг» будет происходить именно в этих сферах?
— Мы станем развивать все те пять производств, которые я уже называл, однако очень серьезно подойдем к вопросу пересмотра перечня продукции. Сейчас в машиностроении у нас 68 видов продукции, в электротехнике — 280, а в металлургии располагаем только фасонным литьем и ковкой: будем развивать и вакуумно-пленочную формовку. Поэтому в ближайшие 5 лет намерены пересматривать продуктовую линейку и искать новые области применения нашим мощностям. В новом корпусе, который строится на производственной площадке на проспекте Обуховской обороны, в первую очередь, например, собираемся реализовывать проекты по железнодорожной тематике. Вероятно, что построим и небольшой завод, на котором станем собирать грузовые автомобили с электроприводом. Если учесть, что в стоимости машины он занимает 60%, то это вполне вероятное направление нашей работы на перспективу. Скорее всего, речь в данном случае идет о небольших сериях автомобилей с гибридным типом двигателя, а сборка будет осуществляться в кооперации с какими-либо партнерами.
— Каково, на ваш взгляд, самое «узкое» место в развитии современной промышленности Петербурга?
— Прежде всего это люди. Ведь если проанализировать ситуацию, то большая часть работающих в ней специалистов в возрасте от 50 лет. Да, сейчас на производство зачастую приходят молодые талантливые инженеры и управленцы, но, к сожалению, многие из них вскоре уходят в другие сферы экономики. Просто потому, что работа на производстве сейчас не может удовлетворить их амбиций и житейских потребностей. Но таких «узких» мест хватает и без проблемы персонала. Это и нерадивые собственники, и отсутствие современных технологий, оборудования и т. д.
— Однако и на вашем, и на других промышленных предприятиях Петербурга все же есть немало молодых перспективных управленцев…
— К счастью, такие люди действительно есть. По большому счету, вся отрасль до сих пор держится на энтузиастах, которые ради дела подчас готовы жертвовать своими личными интересами. Если у человека есть желание и амбиции, то сейчас в промышленности он все-таки вполне может себя реализовать. Такие специалисты работают и в нашем холдинге. Восемь топ-менеджеров, к примеру, получают дополнительное углубленное образование: это специально отобранные в кадровый резерв управленцы высшего звена (от заместителя руководителя производства «Невского завода» до первого вице-президента), которым от 26 до 35 лет. Кадровому вопросу мы уделяем большое внимание, так как отчетливо понимаем его первостепенную важность. Если не будет людей, способных развивать компанию, разрабатывать новые изделия и реализовывать их на рынке, — не будет и самого предприятия… Ведь мало произвести продукцию — надо понимать, какова емкость рынка, как долго можно ее изготавливать, кому она нужна и как ее модернизировать. На все эти вопросы способны ответить только очень грамотные профессиональные сотрудники, на обучение и развитие которых как раз и не стоит жалеть денег. А купить станок, на отсутствие которого сейчас нередко так жалуются, — не проблема.

  • Беседовал Владимир Сергачев

Читать также


Индпошив для автомобиля 17 ноября 2010 Индпошив для автомобиля

Пока власти предпринимают бесконечные попытки вывести «старый» отечественный автопром на современный уровень, в России уже появился проект, который при его успешной реализации вполне может стать конкурентоспособным.

Подробнее »

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: