В фокусе

15 апреля 2015 В фокусе

Вождь высотой 8 метров

18 апреля 1970 года, 45 лет назад, на Московской площади открылся памятник В. И. Ленину, который считался самым большим памятником Владимиру Ильичу в Ленинграде. Скульптура достигала в высоту 8 метров, она стояла на постаменте такой же высоты.

Скульптор Аникушин изобразил вождя мирового пролетариата пребывающим в порыве революционных чувств — взметнувшаяся правая рука указывает в сторону Ленинского проспекта, а в левой руке, чуть откинутой назад, зажата кепка. Именно эта деталь памятника породила народное название монумента — «Ленин с кепкой». Есть у фигуры Ильича и другое название, возникшее из-за положения рук — одна вперед, другая сзади, — «Танцующая балерина».

Чуждая официозному пафосу народная наблюдательность быстро подметила, что правой рукой вождь показывает не на Ленинский проспект, а на дом 191 по Московскому проспекту, в котором в советское время находился популярный винно-водочный отдел. Вскоре у этого магазина возникло неофициальное название — «У Ильича».

Универсальный гений

15 апреля 1765 года скончался великий русский ученый — Михайло Васильевич Ломоносов. Прожив 54 года, он совершил открытия в нескольких научных дисциплинах.

Ломоносов является создателем корпускулярно-кинетической тео­рии, предопределившей развитие физической кинетики и статистической механики. Ученый считал, что все вещества состоят из молекул (корпускул), которые собраны из более мелких элементов — атомов. Ему принадлежит также создание такого направления в науке, как физическая химия.

Он заложил основы этой науки, написав в 1740‑х годах «Введение в истинную физическую химию». Ломоносов первым начал производить цветное стекло и издал работы о химии стекла.

Он был первым русским астрономом, обнаружившим наличие атмосферы на Венере. Ломоносов стал первым конструктором маленького вертолета, поднимавшего на высоту метеоприборы.

Ломоносов сделал важные открытия и в области географии, классифицируя природные льды и правильно предположив постоянное перемещение льдов из восточных секторов Арктики в сторону Атлантического океана.

Огромный вклад Ломоносова в гуманитарные науки сложно переоценить. Он опубликовал первое пособие по красноречию, разработал стилистическую систему русского языка — теорию трех штилей, совершил силлабо-тоническую реформу в поэзии и написал «Древнюю российскую историю» — его главный труд по истории.

Все эти достижения остаются для русской науки и культуры бесценным вкладом и залогом развития.

Добавьте комментарий