В фокусе

8 апреля 2015 В фокусе

«Железная дорога» слетела с языка

7 апреля 1803 года впервые в русском языке появилось словосочетание «железная дорога».

Это известное теперь всем с детства сочетание слов впервые употребил журналист газеты «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости». До этого железная дорога называлась чугунной. Причина такого изменения до банальности проста. В XVIII веке, когда в мире стали появляться первые дороги на гужевой тяге, рельсы для них производили из чугуна. Первой чугунной дорогой в мире считается Миддлетонская железная дорога, проложенная в британском городе Лидсе. А первой железной дорогой является британская дорога, проложенная в 1768 году.

Россия в этом деле немного отставала: в 1755 году на Алтае появилась первая в России «железная дорога». Она была деревянной и по ней двигались деревянные вагонетки. Но она была совсем не игрушечной, так как по ней вывозилась руда из шахты. Первая в России чугунная дорога появилась в Петрозаводске в 1788 году, называлась она «чугунный колесопровод». Построили ее на Александровском пушечном заводе для перевозки пушек и руды из доменного цеха в сверлильный. Вагонетки по путям двигали сами рабочие.

К тому времени, то есть в последнем десятилетии XVIII века, в Великобритании стали строить уже только железные дороги, отказавшись от чугунных рельсов.

В 1803 году в Англии открылась первая железная дорога на гужевой тяге для перевозки пассажиров. Она соединила два города графства Сюррей — Уондсуорт и Кройдон. Чуть позже, в начале XIX века, появились и первые локомотивы. Сначала паровозы использовались для перевозки угля. Первый такой успешный эксперимент приходится на 1811 год, когда на уже упомянутой Миддлетонской дороге появился локомотив Джона Блекинскопа.

Первые пассажирские перевозки начались в 1825 году. Вагоны с пассажирами возил локомотив, сконструированный Джорджем Стефенсоном.

Наша первая железная дорога на паровой тяге, как известно, появилась в 1837 году и связала Царское Село с Петербургом. Строительством ее заведовал австрийский инженер Франц Герстнер. Все материалы для строительства закупили в Европе, а первый паровоз поставила Англия — это был паровоз Стефенсона. Он получил название «Проворный». К открытию дороги закупили еще 5 паровозов. Также приобрели 44 пассажирских вагона. Торжественное открытие состоялось 30 октября 1837 года. Первым машинистом стал сам Герст­нер. Поезд выехал из Петербурга в 14.30 и через 45 минут прибыл в Царское Село. Средняя скорость составила 51 км/ч.

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: