Чтобы здоровье было на пятерку

27 августа 2014 Чтобы здоровье было на пятерку

Согласно статистике Минздрава, наиболее распространенные среди детей 0–14 лет диагнозы связаны с заболеваниями органов пищеварения и болезнями глаза и придаточного аппарата. Причем с возрастом (15–17 лет) болезни органов пищеварения получают все большее распространение… В преддверии 1 сентября петербургские специалисты рассказали «НП» о том, как уберечь школьника от неприятностей со здоровьем и избежать негативных последствий неправильно организованного учебного процесса.

Глаз-алмаз

Надежда Силакова, врач-офтальмолог клиники «Скандинавия»:

— Действительно, нарушения зрения — крайне актуальная проблема для детей школьного возраста. Сегодня практически 70 % школьников имеют те или иные нарушения зрения, но, как правило, они начинают проявляться ранее, еще до школы, и во время обучения только усиливаются — к 11‑му классу нарушение остроты зрения выявляется у большинства подростков. Связано это, в первую очередь, с растущей зрительной нагрузкой, причем не столько с чтением книг и учебной литературы, сколько с компьютерной техникой, смартфонами и планшетами, которые сейчас широко используются детьми, в том числе и в образовательном процессе. Все это, безусловно, ведет к снижению остроты зрения, дети часто жалуются на усталость глаз, сухость, ощущение дискомфорта. Избежать этого не так сложно, если соблюдать допустимые нормы работы с техникой для детей. Так, малышам до 6 лет рекомендуется работать за монитором не более 30–40 минут в день, причем в 2–3 подхода. Для начальной школы норматив составляет 1 час, подросткам постарше не следует оставаться за компьютером не более 2 часов в день. Очень важно, чтобы расстояние от глаз до монитора составляло не менее 60 см.

Значительную роль в снижении остроты зрения играет также неправильная посадка ученика в школе за партой и дома за рабочим столом — нарушения зрения часто являются следствием нарушений осанки. Для обеспечения комфортного рабочего места необходимо правильно подобрать мебель, ориентируясь на возраст и рост школьника. Сидя на стуле, ребенок должен держать ноги в упоре на полу, не склоняться над рабочим столом. Расстояние от глаз до учебника должно быть не менее 30–35 см. Крайне важно подобрать правильный свет. Лучший вариант — настольная лампа желтого освещения 60–75 ватт. Я бы также советовала еще в начальных классах сформировать у ребенка привычку работать с книгой на подставке под углом 30–45 градусов — это значительно снизит напряжение для глаз ученика.

Еще одно простое правило — делать перерывы в подготовке домашнего задания (каждые 30 минут — в старшей школе, в младшей — каждые 20 минут). Есть даже такое занятное правило: «Каждые 20 минут работы отвлекаемся на 20 секунд для того, чтобы посмотреть на 20 метров вдаль». Например — в окно. Это лучший отдых для глаз школьника во время работы.

Немаловажным моментом для здоровья школьника является правильное питание. В рационе растущего организма ежедневно должны присутствовать белковая пища, кисломолочные продукты, ягоды, произрастающие в нашей климатической зоне (черника, брусника), — они дадут необходимые витамины и микроэлементы для иммунной и мышечной систем.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на профилактические осмотры. Ежегодные «медкомиссии» в школе, конечно, необходимы, однако они проверяют только остроту зрения, не выполняется важное исследование — рефрактометрия. Бывают ситуации, когда ребенок хорошо видит вдаль, но имеет сложности с чтением учебной литературы дома и в школе на близком расстоянии, это особенно характерно для младших школьников. Консультация специалиста может помочь определить характер нарушения и скорректировать его, в том числе ношением очков для чтения в домашних условиях в течение ограниченного периода времени.

Я рекомендую обязательно посетить врача-офтальмолога за год до школы. В современных условиях желательно проходить обследование ежегодно, особенно это касается детей из группы риска, если близорукость выявлена у родителей или ближайших родственников.

Проблемы, которые сложно переварить…

Ирина Писаренко, врач-гастроэнтеролог клиники «Скандинавия»:

— Характер гастроэнтерологических заболеваний, в том числе и у детей школьного возраста, разнообразен, причины их многочисленны. Помимо питания, это может быть и реализация некоторых наследственных механизмов, и инфекционные или парази­тарные агенты, и психологические факторы — существование в условиях напряжения, стресса, переутомления, и даже пресловутая экология. В настоящее время нарастает частота заболеваний, в основе которых патология иммунной системы; их причины, пусковые факторы и механизмы развития пока до конца не исследованы…

Сегодня у детей всех возрастных групп среди жалоб чаще всего встречаются боли в животе, у школьников нередки также жалобы на неприятный запах изо рта, нерегулярный либо неустойчивый стул, плохой аппетит, дефицит веса. Среди диагнозов наиболее распространен хронический гастродуоденит, дисфункция сфинктера Одди, хронические запоры и лямблиоз. Опасность в этом случае представляет хронизация патологии, ее прогрессирование, проявляющееся постепенно нарастающим ухудшением самочувствия ребенка, присоединением новых симптомов. Если не обращать внимания на боли в животе, есть риск пропустить острую хирургическую патологию, требующую немедленного врачебного вмешательства!

Чтобы уберечь ребенка от гастродуоденита и язвы, важно соблюдать 2 главных принципа: следить за состоянием здоровья других членов семьи, близко контактирующих с ребенком (среди них не должно быть выделителей H.pylori (хеликобактера пилори) — главного виновника развития этих заболеваний), а также следить за питанием ребенка — оно должно быть полноценным, регулярным, с максимальным ограничением фастфуда и прочих всем известных «вредностей». Особое внимание стоит уделять, конечно, и психологическому комфорту школьника…

Также надо понимать, что некоторые симптомы являются поводом для безотлагательного обращения к врачу. В частности, нельзя откладывать визит к специалисту, если у ребенка отмечаются не купирующиеся самостоятельно боли в животе, особенно интенсивные либо возникающие ночью и нарушающие сон. Также беспокойство родителей должны вызывать рвота (особенно повторяющаяся), острая задержка стула (отсутствие дефекации в течение 3 и более дней), жидкий стул, повторяющийся кашицеобразный стул, особенно с примесью крови, жалобы на тошноту, отсутствие аппетита, отказ от еды, вялость, слабость, утомляемость ребенка.

Важно помнить, что некоторые гастроэнтерологические заболевания (особенно заболевания печени) до поры до времени могут протекать бессимптомно, поэтому не следует пренебрегать периодическим профилактическим обследованием (кровь, УЗИ).

Стрессовый «порог»

Виталий Осипчук, врач психиатр-психотерапевт:

— Начало школьной жизни — повод обратить пристальное внимание не только на физическое, но и на эмоциональное состояние ребенка, который в самом начале образовательного процесса переживает достаточно серьезный стресс, способный повлиять на его здоровье в целом. Новые, зачастую незнакомые сверстники. Новые взрослые, которых нужно слушаться. Новые требования, новые дела, новое здание, куда необходимо ходить почти каждый день… Умеренно выраженный стресс в этой ситуации является не только неизбежным, но и необходимым, потому что запускает процесс адаптации к новым условиям жизни.

Безусловно, многое зависит от состояния родителей и их отношения к новому этапу жизни ребенка. Слишком большой ажиотаж по поводу школы, транслируемая со стороны родителей тревога неминуемо будут заражать ребенка, ведь если взрослые напряжены, волнуются и нервничают, значит, есть чего бояться. Снизить напряжение у ребенка (да и у родителей) можно несколькими простыми способами: найдите время на прогулке с ребенком познакомить его со школьным зданием, расскажите, что именно сюда он будет ходить на учебу. Познакомьте его с маршрутом к школе. Договоритесь о предварительном знакомстве с учителем, при этом обращайте внимание на реакции ребенка, не игнорируйте его мнение. Обычно детям нравится узнавать о том, как родители «были маленькими». Поделитесь с ребенком своим опытом начала школьной жизни, вспомните какие-то забавные случаи о себе самом. Небесполезно, кстати, будет рассказать о трудностях, связанных со школой, о том, что помогало лично вам справляться с ними.

Надо понимать, что завышенные ожидания в адрес чада способствуют формированию страха ошибиться, сделать что-то «неправильно», потерпеть неудачу. И в этом случае важно вспоминать о своих ошибках и промахах, давая ребенку понять, что неудачи бывают у всех, а на ошибках — учатся.

Чаще всего, период адаптации к школе занимает весь первый год обучения. Это не линейный процесс, и в этот период отношение ребенка к школе, сверстникам и учителям не является чем-то постоянным и неизменным. Интерес и воодушевление могут сменяться скукой или нежеланием. Родителям не стоит ругать школьника за это, равно как не стоит игнорировать негативные переживания ребенка. Имеет смысл спокойно и доброжелательно расспросить его о том, что происходит, выслушать, откликнуться.

Но если ребенок стабильно, на протяжении достаточно долгого времени высказывает нежелание ходить в школу, становится грустным и молчаливым, не рассказывает о школьных делах, замыкается — это уже повод обратить более пристальное внимание на происходящее, поинтересоваться у учителя, как себя чувствует и как ведет себя ребенок в школе, что за взаимо­отношения у него со сверстниками и педагогами.

В случае, если установить причину подавленного состояния не получается, стоит обратиться за консультацией к специалисту.

  • Подготовила Наталья Белая

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: