За границу — без очередей

22 октября 2013 За границу — без очередей

Следующей весной на границе с Финляндией может заработать система электронного бронирования очереди. Это означает, что процесс пересечения границы станет проще и быстрее, количество желающих отправиться в соседнюю страну увеличится, а у пограничников и таможенников вновь прибавится работы. Впрочем, у сотрудников таможни, которые 25 октября отмечают профессиональный праздник, работы и так хватает…

Желающих пересечь границу в зоне ответственности Северо-Западного таможенного управления ФТС России (в него входят 11 таможен и 109 постов в 11 субъектах РФ) не по правилам предостаточно: сообщения о нарушениях появляются каждый день.

К примеру, на МАПП Лотта (Мурманская область) россиянин, въезжая из Финляндии, не задекларировал деньги на общую сумму около 1,5 млн рублей (за это, кстати, полагается штраф до десятикратной суммы незаконно перемещённых наличных), а на Выборгской таможне «тормознули» петербуржца, который намеревался ввезти в РФ 8 старинных кортиков — их экспертная стоимость составила 230 тыс. рублей. Не говоря уже про то, что в «Пулково» систематически изымают наркотики, доставляемые из Средней Азии: в конце сентября один из граждан Таджикистана в собственном желудке пытался провезти 61 контейнер с героином общим весом более 452 грамм.

Однако к петербуржцам, которые закон нарушать не собираются и соблюдают и пограничные, и таможенные правила, граница относится все более благосклонно.

Интернет экономит время и деньги

У тех, кто отправляется за границу по воздуху, морю или железной дороге, особых проблем с ее пересечением нет. А вот «лошадным» туристам и деловым людям до сих пор очереди знакомы не понаслышке — на российско-финской границе они могут наблюдать их каждый день. Есть ли решение?

Есть — и оно уже опробовано на границе с Эстонией. Запущенная 1 августа 2012 года система электронного бронирования очереди GoSwift поначалу вызывала массу нареканий, однако сейчас процедура пересечения границы отработана, а водители к ней привыкли. Оказалось, что введение системы GoSwift экономит не только нервы и время, но и вполне может быть измерено экономически. По словам главного секретаря Эстонской ассоциации международных автоперевозчиков Тойво Кулдкепп, через 3 пограничных пункта Эстонии с Россией проходит приблизительно 87,6 тыс. грузовых автомобилей в год, каждому из которых раньше приходилось стоять в среднем по 60 часов. Теперь это время сократилось до нескольких часов, а годовая экономия, как минимум, составила 4 млн евро. Если учесть, что за год из Эстонии в Россию въезжает более 626 тыс. автомобилей (61% бронирует пересечение границы через интернет), то объем сэкономленных рублей и евро возрастает многократно.

По утверждению руководителя GoSwift Ханнеса Плинте, система предварительного бронирования мест в очереди оказалась настолько хороша, что ею всерьез заинтересовались другие страны ЕС. Но Россия оказалась более прыткой, уже в июле запустив аналогичный проект в направлении из России в Эстонию на пограничном пункте «Куничина гора»: в ближайшее время система начнёт действовать в Ивангороде и Шумилкино, сократив процедуру пересечения границы в среднем до часа.

С учетом эстонского опыта ввести электронную систему предварительного бронирования очереди намерены и финны. Однако у них эксперимент начнется на МАПП «Торфяновка» лишь весной 2014 года, а электронная очередь поначалу станет работать исключительно с финской стороны и только для легкового транспорта.

Все шире и шире

Однако увеличить пропускную способность российско-финской границы намереваются не только с помощью организации электронной очереди: на всех пунктах пропуска, граничащих с Ленобластью, идут работы по увеличению количества полос движения и числа кабинок погранконтроля, набирается дополнительный персонал.

По словам Сами Хенттонена, капитана штаба пограничного отряда Юго-Восточной Финляндии, на всех трех российско-финских МАПП запланировано значительное увеличение объемов пропуска. Так, в Nuijamaa (с российской стороны — «Брусничное») появятся 11 новых кабинок погранконтроля и 21 полоса движения, а в Valimaa («Торфяновка») добавят 13 кабинок и 26 полос (объем инвестиций — 7 и 16 млн евро соответственно). В результате только эти МАПП смогут в общем пропускать в год 12 млн автомашин.

Финская сторона готовится расширить въезд со стороны россиян и с помощью других мер. Как отметил во время своего выступления в Петербурге Сами Хенттонен, теперь ставится задача работать на границе по принципу «одного окна». Как? Вместо последовательной цепочки досмотра и проверки у разных сотрудников, и таможенные процедуры (включая даже получение штампа на товары Tax Free), и пограничные формальности можно будет пройти у одного сотрудника.

А в обозримом будущем финны обещают сделать процесс пересечения границы еще более простым и комфортным. Вслед за «одним окном» они намерены ввести возможность проходить пограничный контроль для пассажиров и водителя без необходимости выходить из автомобиля (если не надо что-то декларировать), а следующим этапом станет автоматизированный контроль.

Им это выгодно

Почему соседи так озаботились расширением «окна в Европу»? Ответ очевиден: чем оно шире и больше россиян — тем больше в Эстонии и Финляндии доходов от гостей. А значит, и возможностей развивать экономику и сохранять рабочие места для своих граждан.

Прямая причина расширения МАПП на российско-финской границе — их низкая пропускная способность. В Nuijamaa и Valimaa в этом году реальное количество автомобилей превысит их расчетную пропускную способность примерно в 1,5, а в Imatra — более чем в 2 раза. По предварительным данным, всего через три МАПП в 2013-м пройдет до 10 млн автомашин, тогда как рассчитаны они лишь на 6 млн.

Однако основная причина — желание привлечь как можно больше россиян. В Лаппеенранте, к примеру, по оценке местных властей, ежедневно бывает около 3 тыс. россиян (в основном петербуржцев и жителей Ленобласти), а за год граждане РФ оставляют только в этом городе примерно 200 млн евро. Финские власти не скрывают, что нередко бюджет приграничных городов по большей части формируется за счет доходов от торговли, ориентированной на русских. А поскольку сейчас наблюдается некоторый спад турпотока из России в Финляндию (а он заметно сказывается и на объеме покупок), финны решили бороться с очередями на границе, чтобы поездка в Страну Суоми перестала быть утомительной по этой причине.

Расширять «окно» они будут не только на МАПП, но и с помощью других инструментов. Например — железной дороги. Объем перевозок скоростного поезда Allegro в этом году, к примеру, вырастет не менее чем на 20%, а в ближайшем будущем вполне может появиться и регулярное сообщение между Петербургом и Иматрой, а также между Петрозаводском, Йоэнсуу и Оулу.

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: