Правила приема в вузы продолжают меняться

14 января 2015 Правила приема в вузы продолжают меняться

Для того чтобы в 2015‑м поступить в вуз, понадобятся не только знания: дополнительные баллы получат те, кто активно занимается спортом и участвует в общественной жизни. Если, конечно, кандидаты на высшее образование смогут написать сочинение с положительной оценкой…

Согласно приказу Министерства образования и науки России № 839, в котором описан порядок приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры на 2015/16 учебный год, основные правила поступления уже сформированы: теперь вузы должны определяться с ними не позднее чем за 9 месяцев до начала приемной кампании. До 15 февраля они разместят на своих сайтах информацию по перечню специальностей и направлений подготовки (с указанием условий поступления и перечня вступительных испытаний), а 31 марта опубликуют правила приема, программы вступительных испытаний и всю иную необходимую информацию.

ЕГЭ совершенствуют

В целом правила приема в российские вузы в 2015‑м останутся прежними, однако в них все же есть существенные перемены.

Первый блок перемен касается процедуры сдачи ЕГЭ. Например, для того чтобы вообще иметь возможность поступать, необходимо написать итоговое сочинение. Выпускники этого года сделали первую попытку в минувшем декабре, и если она не удалась (т. е. получен «незачет»), то снова написать сочинение можно будет 4 февраля или 6 мая, одновременно с выпускниками прошлых лет и теми, кто не сумел это сделать в декабре по уважительным причинам. Увы, но если выпускник 2015 года так и не сумеет получить зачет за сочинение, к сдаче ЕГЭ его не допустят.

Кроме того, в этом году введено разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни: сдавать можно оба уровня одновременно (или один из уровней). Но пересдача возможна только одного экзамена на базовом уровне.

При проведении экзамена по иностранному языку на добровольной основе будет включен раздел «Говорение», но иностранный при этом оценивается как один предмет.

Пересдача предмета по выбору (на любом этапе проведения экзаменов) допускается не более раза в год и не ранее сентября, а определиться с предметами ЕГЭ надо до 1 февраля. И не стоит забывать, что в 2015‑м порог поступления в вуз по профильным для него предметам ЕГЭ наверняка будет не ниже 60 баллов: даже если абитуриенту не хватит 1–2, его запросто «зарежут» на приеме.

Индивидуальный подход

Второй блок изменений относится непосредственно к процедуре приема в вузы.

Во‑первых, к баллам за знания (т. е. по предметам школьной программы) в 2015‑м добавляется перечень «индивидуальных достижений». К таковому, кроме результатов итогового сочинения, относят, например, спортивные достижения, под которыми подразумевают все успехи в данной сфере — от участия в Олимпийских играх до значка ГТО. Причем это касается всех вузов, даже если выбранная абитуриентом специальность никак не связана с физкультурой и спортом. Кроме того, значение станут иметь медали за успехи в учебе, социальная активность кандидата в студенты и все, что можно расценить как его участие в общественной жизни. В результате к оценкам за знания теперь можно добавить еще до 20 баллов за индивидуальные достижения.

Во‑вторых, изменения касаются собственно поступления. Так, количество российских вузов, имеющих право проводить дополнительные вступительные профильные экзамены, постепенно становится меньше: в 2015‑м в этом списке останется всего 5 учебных заведений, среди которых питерских нет. Однако право проводить испытания в дополнение к ЕГЭ по-прежнему сохраняют МГУ и СПбГУ, имеющие особый статус, а также другие вузы по целому ряду творческих и некоторых других специальностей (их перечень имеется в приказе Министерства образования и науки России № 839).

Сохраняются и льготы. Так, право на прием без вступительных экзаменов имеют, по крайней мере, 4 категории потенциальных абитуриентов, а преимущественное право зачисления — около полутора десятков категорий. Включая отслуживших не менее 3 лет по контракту в ВС, детей-сирот и инвалидов, непосредственных участников испытаний ядерного оружия и т. д.

Еще одна существенная новинка этого года — введение объема «волн» приема. Так, приказ министерства устанавливает, что в первую «волну» (т. е. до 4 августа) включаются поступающие, представившие оригиналы документов, с целью заполнить 80 % мест по общему конкурсу. Таким образом чиновники стараются стимулировать тех, кто приходит в вуз по осознанному выбору. И «отсечь» неопределившихся, «бегающих» между учебными заведениями в стремлении поступить хоть куда-то. Теперь сделать это станет сложнее, так как после 4 августа мест останется в 4 раза меньше.

Перемены в среднем профессиональном

Грядут перемены и в системе среднего профессионального образования: здесь, начиная с нового учебного года, по целому ряду специальностей продолжительность обучения увеличится на 5 месяцев за счет практики.

Как правило, это касается направлений подготовки квалифицированных рабочих кадров. Учиться на 20 недель дольше, к примеру, будут студенты, осваивающие сложные современные специальности: если до сих пор в колледжах или техникумах таких студентов учили 2 года и 5 месяцев, то теперь продолжительность их образования возрастет на 5 месяцев. Произойдет это в основном за счет роста длительности прохождения практики — она увеличится с 19 до 39 недель. Аналогично подрастет и продолжительность учебы для студентов, осваивающих такие специальности, как радиомеханик, наладчик технологического оборудования, оператор микроэлектронного производства и т. д. Этим ребятам придется учиться уже 3 года 10 месяцев, а количество часов практики для них увеличится почти в 2 раза.

Комментируя изменения в системах высшего и среднего профобразования, заместитель министра Александр Климов подчеркнул: они направлены на то, чтобы подготовка кадров стала отвечать требованиям времени. «Одна из основных задач сейчас — эффективно использовать бюджетные средства и готовить те кадры, которые действительно будут востребованы экономикой, — поясняет он. — Именно с этой целью и происходят пересмотр правил приема и изменения в структуре подготовки персонала».

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: