Междисциплинарность становится трендом

17 декабря 2014 Междисциплинарность становится трендом

В начале декабря в Петербурге состоялись сразу несколько знаковых для науки и образования страны событий, которые наверняка зададут вектор развития на ближайшее будущее.

Увидеть плюсы

Во время заседания Совета по науке и образованию в одном из залов Эрмитажа присутствовавший там президент РФ Владимир Путин ответил на вопрос о том, будет ли в связи со сложной экономической ситуацией проводиться «урезание» бюджетных статей, предусматривающих расходы на науку и образование. «Не будет», — коротко сказал он. И добавил, что «ни при каких обстоятельствах государство не намерено сокращать объем финансирования науки и образования». Сумма остается прежней: в целом по стране на фундаментальные исследования и ежедневную работу ученых в ближайшие 5 лет будет потрачено 834 млрд рублей. Конечно, президент имел в виду дополнительное сокращение расходов в рублях, а не общую динамику, так как, согласно принятому Госдумой проекту бюджета на 2015–2017 гг., расходы на образование в процентах к валовому внутреннему продукту страны будут снижаться — с 0,9 % ВВП в 2014 году, до 0,8 % в 2015 году и 0,7 % в 2015 году.

Выступая на Совете по науке и образованию, Владимир Путин предложил собравшимся увидеть в усиливающейся международной изоляции страны положительные стороны: «Мы столкнулись с определенными вызовами, но в чем-то это, может быть, нам и на руку. Россия получила мощный импульс к научному и технологическому развитию. И хотя понятно, что это процесс непростой, в существующих обстоятельствах есть и очевидный плюс».

Президент также сказал, что вопросу подготовки современных кадров надо уделять особое внимание, а то, как эту подготовку сделать адекватной запросам времени, специалисты обсуждали на другом круглом столе, состоявшемся в рамках III Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Больше гибкости

Выступление на этом круглом столе председателя Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Минобрнауки России, ректора Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимира Филиппова вызвало определенный резонанс. «Для того чтобы выпускать конкурентоспособных на мировом рынке специалистов, в образовании нам нужны принципиально новые подходы», — заявил он. По оценке Владимира Филиппова, сентенции вроде «Выпускники наших вузов не хуже наших автомобилей» и «Лучше плохое высшее образование, чем никакого» безнадежно устарели. «На мой взгляд, лучше хорошее начальное или среднее профессиональное образование, чем плохое высшее…» — резюмировал глава ВАК. И добавил, что «сейчас миром владеет тот, кто быстрее находит знания». А в связи с тем, что реальной экономике нужны специалисты с междисциплинарными знаниями и навыками, предложил ряд принципиальных шагов по изменению образовательной системы.

В частности — изменить образовательные стандарты высшей школы с целью сделать их максимально гибкими и способными адаптироваться к предпринимательской реальности. А еще — устранить колоссальную дробность по специализациям, которая у западных коллег подчас вызывает удивление. «Профессор физики — этого уже достаточно, чтобы понимать, чем занят ученый», — считает ректор РУДН.

Филиппова поддержал ректор СПбГУ Николай Кропачев: «Если раньше наблюдался уклон в специализацию, то сейчас идет обратный процесс — налицо взаимопроникновение дисциплин, и все чаще речь идет о создании междисциплинарных курсов — это мировой тренд». Он подкрепил сказанное примером создания в СПбГУ лабораторного комплекса, оснащенного по последнему слову техники: оборудование общей стоимостью в 5 млрд рублей, по его словам, загружено работой 16 часов в сутки. А достигнуто это, как сказал ректор, благодаря тому, что доступ открыт всем желающим: любой исследователь может воспользоваться оборудованием. Там, где одновременно работают физики, химики и биологи, по мнению Николая Кропачева, как раз и можно ожидать появления впечатляющих результатов.

Солидарен с коллегами и ректор Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения (СПбГУКиТ) Александр Евменов. Он сообщил, что возглавляемое им учебное заведение давно движется по пути конвергенции знаний, осуществляя одновременную подготовку технических, творческих и экономических кадров. «При этом мы осознанно используем междисциплинарный подход к образованию будущих специалистов, стараясь давать знания и навыки, которые позволяют им максимально уверенно чувствовать себя на современном рынке труда», — заявил Александр Евменов. При этом он не преминул сообщить, что междисциплинарность в нынешних условиях создает вузу и дополнительные проблемы, поскольку для разных ведомств он оказывается «чужим среди своих». Почему? Потому что Минкульт или Минобрнауки не считают профильными для себя ряд направлений обучения, практикуемых в вузе. А посему причисляет их к «чужим» со всеми вытекающими последствиями…

Веление времени

Декан физического факультета СПбГУ Михаил Ковальчук уверен, что «без синтеза знаний уже невозможно двигаться вперед».

Эксперт убежден, что к современным NBIC-технологиям (нано, био, информационные и когнитивные) надо добавить S — социогуманитарные, преобразовав аббревиатуру в NBICS (nano-bio-info-cogno-socio). «Сейчас уже совершенно очевидно, что происходит дальнейшее слияние гуманитарных и естественно-научных знаний, — сказал он. — Следовательно, принципиально важен междисциплинарный подход как в науке, так и в образовании. Именно он как раз и гарантирует выживаемость как научных направлений, так и стран в будущем».

По его мнению, в этом аспекте Россия — в передовиках и пока может рассчитывать на успех.

  • Артем Владимиров

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: