Профобразование приблизят к реальности

5 ноября 2014 Профобразование приблизят к реальности

Участники конгресса «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке», состоявшегося в конце октября в Горном университете Петербурга, оказались солидарны в том, что от качества обучения и способности образовательной системы адаптироваться к реалиям сегодняшнего дня зависят экономический рост и социальная стабильность в стране.

Выступая в рамках пленарного заседания конгресса, теперь уже экс-вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи заявил, что «знания и навыки, которые сегодня дает студентам система образования, — это инвестиции в будущее». А уже через несколько дней, общаясь с представителями вузов на заседании Х съезда Российского союза ректоров, президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что «если мы не сможем подготовить не только хорошо образованных в соответствии со специализацией, но и по-настоящему культурных людей — не будет будущего у страны».

Обсудили все нюансы

Восьмой по счету конгресс «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке» оказался результативным: на нем удалось собрать больше 500 специалистов.

В результате в пленарном заседании, а также в работе целого ряда секций приняли участие и представители вузов, и специалисты из научных организаций и промышленных предприятий. А главной темой стало обсуждение того, как готовить кадры для промышленности, науки и инновационных предприятий.

Например, ректор Горного университета Владимир Литвиненко, который сосредоточился на проблеме кадрового обеспечения сырьевого комплекса, без обиняков заявил, что «нынешняя система образования, исключающая подготовку инженеров, пагубно влияет на уровень кадрового потенциала и, как следствие, на перспективы развития отечественной экономики». По его мнению, во многом ситуация обусловлена тем, что инженерные вузы, как правило, не могут за свой счет создавать современную материально-техническую базу. Государство это направление жизни вузов финансирует недостаточно, и остается уповать на переоснащение базы за счет внебюджетных источников финансирования. Однако, по оценке Владимира Литвиненко, российский бизнес далеко не всегда готов «вкладываться» в пусть и перспективные программы, которые не дают быстрой отдачи.

В свою очередь, Василий Кичеджи заострил внимание собравшихся на том, что в процессе постоянного реформирования системы профессионального образования, который наблюдается сейчас, «необходимо сохранить его высокий уровень и уникальные традиции». По его мнению, не следует слепо копировать практикуемые за рубежом схемы, поскольку российская образовательная школа в недалеком прошлом успешно соперничала с любой другой. «Надо грамотно сочетать традиции с инновациями, ориентируясь на запросы реального сектора экономики», — уверен он.

Сверили часы

Именно «сверкой часов» в деле подготовки квалифицированных и востребованных рынком труда кадров и занялись участники круглых столов, состоявшихся в рамках конгресса.

Что обсуждали и чем делились? Например, на круглом столе в Санкт-Петербургском государственном уни­верситете аэрокосмического приборостроения представители целого ряда питерских вузов совместно с экспертами из Союза промышленников и предпринимателей искали пути обеспечения экономики специалистами и развития системы подготовки кадров. В «Политехе» сосредоточились на состоянии современной науки и ее роли в формировании кадрового потенциала предприятий. Причем здесь в дискуссии активно участвовали промышленники из таких компаний, как ЗАО НПК «Механобр-техника», ­

ОАО «Звезда», ОАО «Ленполиграфмаш», а также ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Руцкой — они говорили и о такой насущной проблеме, как трудоустройство технических специалистов.

В свою очередь, в ЛЭТИ с участием его ректора Владимира Кутузова и представителей ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» и ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» акцент сделали на том, как мотивировать молодых людей к научному творчеству и научить нестандартному мышлению. В СПб государственном экономическом университете сосредоточились на вопросах конкурентоспособности вузов и перспективах международного сотрудничества, а в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена обсуждали, как можно сделать популярнее технические специальности и усилить влияние самих студентов на качество и результат обучения в высшей школе. Причем делалось это на вполне конкретных примерах — о своем опыте трудоустройства и работы рассказали студенты крупнейших вузов Петербурга.

И хотя конгресс «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке» стал только одним из многих профильных мероприятий, его формат можно считать одним из наиболее удачных. Ведь он позволяет не только поговорить о хорошо известных проблемах, но и найти пути их решения. Причем общими усилиями тех, кто «заказывает музыку», и тех, кто этот заказ исполняет…

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: