Владимир Васильев: «Готовить кадры нужно вместе»

1 апреля 2015 Владимир Васильев: «Готовить кадры нужно вместе»

«Для того чтобы устранить разрыв между требованиями работодателей и теми компетенциями, которые дают сегодня выпускникам наши вузы, — необходимо налаживать максимально плотное сотрудничество между конкретными учебным заведением и предприятием», — считает председатель Совета ректоров вузов города на Неве, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга (СПП СПб) Владимир Васильев.

— Абсолютно уверен в том, что, если между работодателем и учебным заведением нет предметного и содержательного взаимодействия, обе стороны всегда будут таким сотрудничеством не удовлетворены, — продолжает ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (СПб НИУ ИТМО). — И примеры такого удачного взаимодействия есть.

По его оценке, одним из таковых является пример плодотворной деятельности Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ): популярный среди абитуриентов вуз имеет договоры о стратегическом сотрудничестве с целым рядом крупных предприятий города на Неве. В том же направлении действует и еще одно известное питерское учебное заведение — Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПб ГПУ), который также обладает рядом стратегических соглашений и базовых кафедр на многих предприятиях реального сектора экономики. Да и сам знаменитый победами своих студентов на многих международных соревнованиях ИТМО создает сеть базовых магистерских кафедр в высокотехнологичных компаниях Петербурга.

— Этот ряд примеров можно долго продолжать: если есть плотное взаимодействие между вузом и предприятием, проблем с качеством подготовки специалистов, как правило, не возникает, — констатирует Владимир Васильев. — Однако еще раз подчеркну: подобное взаимодействие должно иметь четко определенный предметный характер: для начала работодатель сам должен понимать, какой квалификации и какого уровня подготовки специалист ему нужен. И когда вуз совместно с предприятием его готовит — результат всегда будет положительным.

Он добавляет: «Заказчик (в данном случае предприятие) изначально должен определять тот набор компетенций, который ему хотелось бы видеть в будущем специалисте. Для этого в нашей стране как раз и разрабатываются профессиональные стандарты — в них определяются требования работодателей, соответствовать которым необходимо молодым специалистам».

— Если профессиональные стандарты разработаны правильно, имеют совершенно четкие и реально реализуемые требования, предъявляемые к высшим учебным заведениям, а те, в свою очередь, грамотно переводят их в свои образовательные стандарты, качество подготовки специалистов перестает вызывать сомнения, — подчеркивает председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга. — И опять же крайне важно четкое, взаимовыгодное сотрудничество между профессиональным и образовательным сообществами: совместно разработанные стандарты, учитывающие цели, задачи и нюансы деятельности обеих сторон, вполне могут решить вопрос качества образования.

Что касается корпоративных университетов, которые как раз и ориентированы на подготовку специалистов под вполне конкретные задачи определенной компании, то председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга полагает, что «это абсолютно правильный путь».

— В данном случае разрыв между запросами работодателя и возможностями учебного заведения изначально устраняется, — говорит ректор ИТМО. — Происходит это потому, что заказчик и исполнитель находятся в рамках одной структуры — подготовка специалистов осуществляется под конкретные рабочие места: под действующие на предприятии (в банке и т. д.) технологии, корпоративную культуру и т. п. Фактически корпоративный университет «доводит» компетенции специалиста до того квалификационного уровня, который нужен именно этому работодателю. Однако надо понимать, что учебные заведения подобного типа не дают фундаментальных знаний, основ, которые как раз и можно получить в государственном вузе: фактически корпоративный университет лишь тонко «затачивает» их под конкретную задачу, добавляя недостающее и «достраивая» в нужном работодателю направлении.

Но обязан ли вуз вообще давать специальность? Или, как сейчас нередко бывает, он может служить лишь для повышения общеобразовательного, культурного уровня? На этот вопрос Владимир Васильев отвечает вполне уверенно: он считает, что «в данном случае никакого противоречия нет».

— И российская, и общемировая практика говорит о том, что вузы могут как давать востребованную рынком труда специальность, так и заниматься повышением общекультурного уровня, не нацеленного на получение конкретной профессии, — говорит он. — Оба варианта возможны — и широко распространены в Европе и США. И противопоставлять их нельзя — все определяется миссией и целями конкретного учебного заведения. Вместе с тем если оно все же ориентировано на выпуск специалистов, на получение ими определенной профессии, то обязано учитывать нюансы спроса, имеющиеся на рынке труда в определенном его сегменте.

По мнению эксперта, кардинальное отличие этих вариантов состоит в том, что в случае общеобразовательной подготовки в качестве заказчика выступает сам обучающийся, а во втором — им должно быть то или иное предприятие. «Поэтому в первом случае структуру обучения и формат образовательной услуги должен формировать сам студент, а в другом — их определяет та компания, которая готова принять на работу специалиста после завершения курса обучения, — полагает Владимир Васильев. — И тот, и другой варианты могут существовать независимо и параллельно — у них разные цели и разные заказчики».

Если же говорить о нюансах подготовки «технарей», то он уверен: в определенных случаях курс обучения вполне можно ограничивать рамками прикладного бакалавриата.

— Когда, к примеру, речь не идет о подготовке разработчиков, исследователей, творцов, а имеется в виду подготовка эксплуатационщиков, людей, занятых исключительно работой и обслуживанием определенных как технических, так и социальных систем, причем не относящихся в сфере высоких технологий, прикладной бакалавриат вполне возможен, — считает ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (СПб НИУ ИТМО). — В этом случае его выпускник занимает место между специалистом, подготовленным в системе среднего профессионального образования, и тем, кто заканчивает полный курс вуза и нацелен на разработческие задачи. Однако в случае, если нам нужны специалисты, способные творить, инноваторы, уровня прикладного бакалавриата им будет недостаточно — в этом случае речь обязательно должна идти о пятилетней и даже шестилетней подготовке специалистов.

Что касается сотрудничества с Союзом промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, то тут Владимир Васильев сразу же заявляет: «Работаем плотно и стараемся оперативно решать все возникающие вопросы».

— Для этого в рамках СПП действуют профильные комиссии, которые как раз и нацелены на работу в рамках решения тех или иных проблем, — говорит он. — При этом наша основная цель, как представителей вузов, — понять глубинную сущность тех профессиональных требований, которые к нам предъявляют в настоящее время работодатели (в том числе и через участие в разработке профессиональных стандартов), а с их стороны мы ожидаем понимания логики и технологии подготовки кадров в учебных заведениях.

И, как подчеркивает Владимир Васильев, такого понимания между вузами города на Неве (в лице Совета ректоров) и СПП — одним из ведущих объединений, представляющих интересы реального сектора экономики, в настоящее время удалось достичь.

— Я оцениваю наше взаимодействие в рамках СПП как абсолютно конструктивное, — резюмирует он. — Да, у нас могут быть разные мнения и взгляды на те или иные вопросы. Подчас мы, не соглашаясь друг с другом, спорим. Но всегда находим точки соприкосновения и решение проблемы. При этом обе стороны согласны с тем, что базовые знания нужно получать в высших учебных заведениях благодаря наличию в них традиций, научно-педагогических школ, а вот узкая специализация, «доводка» до определенных кондиций, возможна лишь в рамках совместной работы вуза и предприятия.

 

СПРАВКА

 

Владимир Васильев — ректор СПб НИУ ИТМО, заведующий кафедрой компьютерных технологий, научный руководитель компьютерной сети RUNNet. Председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, вице-президент Российского союза ректоров, заместитель председателя Высшей аттестационной комиссии (ВАК).

 

СПб НИУ ИТМО входит в число лидеров проекта «5–100», ориентированного на вхождение пяти российских вузов в число лучших университетов мира к 2020 году. В рейтинге Международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ он занимает 4‑е место.

  • Подготовил Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: