Как преодолеть мусорораздел

29 мая 2012 Как преодолеть мусорораздел

О необходимости раздельного сбора бытового мусора разговоры в России в целом, и в Петербурге в частности, идут давно. Однако особых успехов на этом поприще пока замечено не было. В Петербурге первая попытка наладить раздельный сбор твердых бытовых отходов была предпринята еще в 2003 году. И, как утверждают экологи, эксперимент даже дал определенные положительные результаты, однако серьезного развития инициатива не получила. Очередную попытку разрешить проблему федеральные власти планируют предпринять, судя по всему, осенью текущего года.

«В 2007 году власти под нашим давлением купили 4000 контейнеров для раздельного сбора и распорядились расставить их в районах, — рассказала нам пресс-секретарь Санкт-Петербургского отделения Гринпис Мария Мусатова. — Мы требовали создать систему раздельного сбора, включая администрирование и экономическое стимулирование, однако контейнеры были просто установлены и забыты. Первое время все как-то работало, но потом жилищные организации, не получив ничего, кроме дополнительной неоплачиваемой работы, начали сворачивать у себя раздельный сбор».

По данным «зеленых», в настоящее время раздельный сбор еще практикуют в нескольких районах левого берега Невы: Московском, Василеостровском, Кировском, Адмиралтейском, Красносельском и Фрунзенском. В основном  там, где обслуживанием занимается автопарк «Спецтранс № 1». Более того, как рассказала нам госпожа Мусатова, Спецтранс‑1 сейчас проводит самостоятельный эксперимент в Московском и Василеостровском районах, где починил за свой счет часть контейнеров и пытается выяснить коммерческую эффективность раздельного сбора мусора. «Если это будет хотя бы чуть менее затратно, чем обращаться с обычным мусором, он будет развивать раздельный сбор самостоятельно», — убеждена представительница Гринпис.

Конечно, экологи обижены на власти, которые, по их убеждению, никогда «ничего не делали для поддержки раздельного сбора, кроме покупки контейнеров». Однако говорить о том, что работа вообще не ведется, неправильно. Так, при активном участии смольнинского Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в настоящее время развиваются сразу несколько направлений проекта «ЭКОмобиль». Всю подробную информацию по данной теме можно найти на официальном сайте петербургской администрации (www.gov.spb.ru) либо на специализированном «Экологическом портале Санкт-Петербурга» (www.infoeco.ru). Действует также специальная страничка в социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/ecomobil). На всех этих ресурсах можно ознакомиться с детальным графиком дежурства «ЭКОмобиля», который в течение всего года «кочует» по районам Петербурга. Так что все желающие выбрасывать мусор «правильно», могут отследить, когда же и на их улице будет «зеленый праздник».

Как сообщают официальные источники, в рамках проекта «ЭКОмобиль» в прошлом году за период с 14 февраля по 15 декабря 2011 года было собрано почти 15 тысяч люминесцентных и энергосберегающих ламп, ртутьсодержащих термометров почти 2 тысячи, элементов питания (батареек «пальчиковых») около 43 тысяч штук и многое-многое другое весьма вредное оборудование, включая автомобильные покрышки и аккумуляторы.

Впрочем, отнести проект «ЭКОмобиль» к разряду решающих проблему раздельного сбора отходов, конечно, нельзя. Мало того что не все готовы подстраиваться под график и маршрут «ЭКОмобиля», передвижная «мусорка» ориентирована к тому же исключительно на отходы 1-го и 2-го класса опасности. Безусловно, это очень важная часть «мусорного улова», однако далеко не единственная. Скажем, наши европейские коллеги давно делят отходы не только как в детской игре «съедобно — не съедобно» (вредно — не вредно). Например, в Германии бумажный мусор идет в голубые урны, упаковка — в желтые, биологические отходы — в зеленые, все остальное — в черные, ну а стекло разных цветов — тоже в свои специальные контейнеры. И у такого подхода есть свои «предпосылки». Дело в том, что создание новых свалок в Германии запрещено, а хранить отходы на старых без предварительной переработки нельзя еще с 2005 года. Поэтому на поприще переработки там трудятся сразу несколько частных компаний, и скорее всего, не себе в убыток. А в Швейцарии, по свидетельствам очевидцев, раздельный сбор отходов и вовсе возведен в своеобразный «культ». В этой и без того не бедствующей стране разделяют «все и вся», что только поддается сортировке. В системе нет исключений: все граждане и хозяйствующие субъекты обязаны сортировать мусор. Ослушникам — штраф! И результат, как говорится, налицо: Швейцария является мировым лидером по количеству сдаваемых бутылок — в этой стране более 90% тары возвращается в качестве вторичного сырья. Во многом возврату и тары, и бумаги, и многого другого способствует также… налог на мусор! За каждый выброшенный килограмм мусора швейцарец обязан сделать взнос в казну. Поэтому куда выгоднее прогуляться до пункта приема втор-сырья. Ну а тех, кто решится выбросить мусор «мимо кассы», ждут поистине драконовские штрафы.

Вероятно, именно европейские примеры брали за образец разработчики законопроекта о переработке отходов в России. По некоторым данным, документ был подготовлен специалистами Совета Федерации и уже передан в Правительство РФ. А осенью текущего года дополненный чиновниками проект может быть внесен на рассмотрение в Думу. Очевидно, законопроект затронет все виды отходов — от промышленных до бытовых, включая медицинские и биологические. При этом на каждом этапе — от сбора до переработки — будет определен субъект, отвечающий «за мусор». Помимо этого документ разграничит полномочия в «мусорных» вопросах между всеми уровнями власти — от муниципального до федерального.

 

  • Дмитрий Кузьмин

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: