Понять время через искусство

13 апреля 2011 Понять время через искусство

Как часто мы ощущаем, что нам не хватает времени... Но что же такое «время» и можно ли им управлять? Негосударственное научно-образовательное учреждение Институт Ритмологии Евдокии Марченко объявил конкурс «Время в зеркале искусства» среди студентов и аспирантов высших учебных заведений и училищ. «Новости Петербурга» решили узнать все подробности из первых рук.

На наши вопросы ответила Светлана Марченко, председатель наблюдательного совета института. Она окончила ГИТИС, хореограф, режиссер-постановщик, телеведущая на канале ТВЦ в рубрике «Здоровый образ жизни».

— Если можно, несколько слов о себе. А также, почему вы занимаетесь этим проектом?
— Ученые, исследующие феномен времени, заметили, что на точность его восприятия влияет возраст человека. Так, к примеру, год жизни ребенка совсем не равен году жизни человека зрелого. А год человека средних лет существенно отличается от года старца. Еще Шекспир говорил, что «Время идет для разных лиц различно». А я бы сказала, что у каждого из нас свое ощущение времени.
Я являюсь художественным руководителем ритмогруппы «СТ-эффект». На своих концертах мы предлагаем нашим зрителям проверить ощущение времени — определить без часов и секундомера, сколько длится тот или иной танец или песня. Действительно, все ощущают время по-разному, редко, кто называет точное количество минут или секунд.
Самый большой стереотип современного человека — он считает, что часы, календарь — это и есть время. На самом деле, это не так. Время — это категория внутренняя и связана с нашим мозгом, с тем, с какой скоростью в нем протекают процессы. В настоящий момент я работаю над диссертацией, связанной с психологией ощущения времени. Но самый доступный способ рассказать о времени — это все-таки искусство.
— Какова главная цель проведения конкурса?
— Поиск новых творческих форм — в раскрытии темы «Время» в среде представителей культуры и искусства. Институт Ритмологии Евдокии Марченко занимается исследованием времени уже более двадцати лет. Накоплен колоссальный опыт в этой области. Ведь Евдокия Марченко проводила свои исследования и на Северном полюсе, и на Южном, с этой целью она облетела Землю вдоль экватора и по меридианам. Проведена огромная работа по систематизации и анализу полученных результатов, которыми пользуются десятки тысяч людей по всему миру.
Институт Ритмологии является организатором и учредителем проекта «Время в зеркале науки». Но наука — это лишь одна грань работы со временем. Нам очень интересно познакомиться с тем, как представляют время творческие люди, а не только научные деятели. Хочу здесь вспомнить об ощущении времени гениального Леонардо да Винчи. Скорость течения времени через его мозг была настолько велика, что ему было достаточно лишь 1,5 часа сна, чтобы восстановить свои силы.
— Почему выбрана молодежная аудитория?
— Есть время, а есть герои своего времени —  люди, выросшие в реалиях конкретной эпохи, представляющие срез своего времени, впитавшие все его особенности и черты. Помните, есть такое выражение «поколение 60-х», «поколение 90-х» и т. д. Как правило, это люди, чей самый активный познавательный возраст приходится на это время. А это молодежь и студенты. Вы, наверное, согласитесь, что время каждого поколения разное. Те, кому за 30, уже не являются героями этого времени, их время было в конце прошлого века. Те же, кто познает мир сейчас, отличаются от нас, из прошлого века, кардинально. Сейчас я наблюдаю за своими сыновьями и эту разницу вижу особенно ярко. Если людям моего поколения, я уж не говорю о более старшем, чтобы освоить какую-то технику, нужно, как минимум, прочитать инструкцию, мои дети уже родились со знанием современной техники. Младший сын уже в год легко справлялся с видеомагнитофоном и сложным пультом. Реальность современной молодежи отличается от нашей реальности, и интересно было бы на нее посмотреть. Есть энергия (ее люди освоили физически), пространство (сейчас можно очень быстро перемещаться), информация (с помощью Мировой паутины можно быстро найти необходимую информацию). И современная молодежь чувствует себя свободно в этих 3-х координатах (естественно, многие не задумываются об этом, но это так...). Да, сейчас почти все, независимо от возраста, пользуются вышеперечисленным, но нынешние студенты сразу оказались в таких условиях. Получается, что они ближе всего к свободе, к 4-й координате времени. Вот почему, учреждая конкурс, мы остановились на столь юном возрасте. Кстати, было бы интересно лет через 50 посмотреть, как бы изобразили «Время» наши участники, дать им такое задание и посмотреть... (но на это тоже нужно время).

  • Беседовал Николай Пешков

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: