Каждый четвертый — наш

9 мая 2012 Каждый четвертый — наш

Автомобильный рынок Петербурга, равно как и российский в целом, показывает положительную динамику развития. Его «изюминкой» является то, что нынче мы имеем дело с героями, которые еще год назад не входили в список самых успешных в плане продаж.

В течение первых трех месяцев года лидером на невских берегах являлся бренд Nissan, который, кстати, неожиданно «выстрелил» и в общероссийских продажах. По мнению автоэкспертов, в этом нет ничего удивительного. Данные статистики свидетельствуют, что в десятку лидеров на городском рынке входят марки, имеющие, как и этот лидер, локальное производство. По итогам января-марта на их долю приходилось 67% от общего объема продаж легковых машин в городе.

Удвоенное производство

По данным «Автостата», в первом квартале года совместными усилиями пять автозаводов, расположенных на территории Петербурга и Ленобласти (Hyundai, GM, Nissan, Toyota и Ford Sollers), было произведено ни много ни мало 119 тыс машин, что почти в два раза превысило производственные показатели аналогичного периода прошлого года.

Доля нашего региона от общероссийских объемов производства авто составляет 26%. В общей сложности, на всех петербургских автозаводах сегодня выпускается 10 моделей: Chevrolet Cruze, Opel Astra, Nissan Teana, Nissan X‑Trail, Nissan Murano, Toyota Camry, Hyundai Solaris, Kia Rio, Ford Focus и Ford Mondeo. Причем шесть из них — Solaris, Rio, Focus, Cruze, Astra и Camry — входят в ТОП‑25 наиболее продаваемых автомобилей в стране.

На достигнутом петербургский автокластер останавливаться не намерен. Уже известно, что Северную столицу в качестве площадки для производства своих машин выбрал итальянский FIAT («НП» писали об этом в № 16). Окончательный модельный ряд, который будет производиться в городе на Неве, фирмой еще будет уточняться. Пока же итальянцы, сделавшие некоторую вынужденную паузу в поставках своих машин в Россию, возобновили свои продажи через сеть официальных дилеров. На подходе первые партии малолитражек Fiat Punto и Fiat 500. Эти импортируемые малыши у нас уже продавались, вот только крайне слабо, и вряд ли они без российской производственной прописки смогут значительно усилить позиционирование бренда в нашей стране, где полным-полно не менее интересных «выскочек». Если в прошлом году бум сделал Hyundai Solaris, то сейчас набирает обороты соплатформенный ему Kia Rio, также собираемый в Петербурге.

Причем эта картина свойственна как рынку в целом, так и местному, который в истекший год «переварил» 190 тыс. новых машин — это на 40% больше, чем в 2010‑м. Тем не менее, к докризисным показателям продаж петербургский рынок пока не вернулся.

В модном сегменте

Помимо вышеназванных моделей, все активнее продаются кроссоверы и компакт-вседорожники. Как считает глава российского представительства Citroen Жан-Луи Шамла, на их долю в нашей стране сегодня приходится пятая часть всех продаж новых машин, то есть интерес россиян к такому транспорту за последние 5 лет удвоился. Иметь своего «запевалу» в модном сегменте считают честью многие именитые автопроизводители. Так, после многолетнего успеха Qashqai в модельные лидеры Nissan в этом году вырвался малыш-«квазимодо» Juke. Только-только в продажу поступили разработанные на одной платформе Peugeot 4008 и Citroen С4 Aircross. Даже премиальный Land Rover — и тот был вынужден поддаться потребительской моде — запустить в серию нетрадиционный для бренда компактный Range Rover Evoque.

Надо заметить, все это племя кроссоверов продается у нас весьма активно: очереди на некоторые машины составляют несколько месяцев, а на такой хит продаж‑2012, как Renault Duster, записи ждут до года.

Вопросы цены при ВТО

Наших людей не смущают ни постоянно растущие цены, ни страшилки, связанные с грядущим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Специалисты уверяют, что цены на легковые автомобили кардинально не изменятся. «Во‑первых, пошлины будут снижаться постепенно. Во‑вторых, никуда не исчезли транспортные расходы, которые, наоборот, могут вырасти. В‑третьих, не стоит забывать об инфляции, других расходах производителей и дилеров, все это может не позволить снизить цены», — считает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». Вместе с тем он не исключает, что производители пойдут на снижение цен, с тем чтобы поддержать отдельные модели, правда, коснется это лишь новых автомобилей.

Снижение пошлин в рамках вступления в ВТО может заставить еще раз задуматься отдельные зарубежные компании о создании новых небольших мощностей, считает Леонид Кострома, руководитель аналитического отдела PwC в России.

«Надо понимать, что хотя льготный режим является неплохим стимулом для иностранных автопроизводителей, они приходят в Россию не за временными таможенными послаблениями, а за рыночной долей на одном из крупнейших рынков мира. Россия предложила им помощь со стороны как федеральной, так и региональных властей, инвестиции в создание инфраструктуры, качественную, при этом недорогую, рабочую силу. Кроме того, у РФ собственный перспективный рынок и наличие экспортного потенциала», — отметил г‑н Кострома.

«Если наш автопром будет конкурентоспособен и производство машин будет выгоднее в России, чем за рубежом, тогда большая часть рынка будет обеспечиваться местным производством, — полагает Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «Автостат». — Более того, Россия сможет экспортировать автомобили. Если же нет, то вступление в ВТО окажется «минусом» для внутренних производителей».

Растут автоцентры

Пока же петербургские дилеры завершают строительство новых автосалонов, решение по которым принималось еще до кризиса. Как правило, речь идет о переезде с временных площадок в полноценные центры. В марте на Васильевском острове такой открыла компания KIA; продолжает расширяться сеть Renault — ожидается, что до конца года в промзоне «Парнас» откроется «Петровский автоцентр». Год назад, в марте 2011 года, к дилерской сети компании примкнули еще две, и продажи машин этой марки за девять месяцев увеличились на 58%, так что сегодня это — пятый по популярности инобренд в городе. Об открытии своего второго шоу-рума Infiniti заявил единственный дилер этой марки — «Автопродикс». Пока лишь известно, что расположится он на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта.

 

  • Андрей Иванов

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: