Без рубля в кармане

2 мая 2012 Без рубля в кармане

 

Перечень услуг, доступных российским владельцам пластиковых банковских карт, постоянно растет. Однако многие наши сограждане используют «пластик» крайне ограниченно. Например, по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), интернет-банкингом пользуется лишь 1% опрошенных россиян. О причинах российского «финансового консерватизма» корреспондент «НП» поговорил с директором департамента розничного бизнеса СМП-банка Натальей Мишиной.


— В результатах того же опроса НАФИ было отмечено, что большинство россиян по-прежнему предпочитают пользоваться банковскими услугами, не связанными с привлечением средств от банков…
— Активность граждан в части получения займов в банках действительно снизилась. Связано это, в первую очередь, с текущей макроэкономической ситуацией, которая в краткосрочной перспективе не обещает существенных изменений. В настоящий момент мы наблюдаем на рынке достаточно высокие ставки кредитов, что свидетельствует об определенной степени «напряжения» в экономической сфере. Таким образом, те из граждан, кто планирует какую-то крупную покупку с возможным привлечением заемных средств, в настоящий момент откладывают эту покупку на неопределенный срок.
— Это происходит из-за какой-то неуверенности?
— В основном из-за боязни потерять работу, которая может привести к их «персональному» дефолту. Этим и объясняется некоторое падение спроса на займы. Поэтому крупные кредитные займы, конечно, присутствуют на рынке, но не в таком объеме, как мы наблюдали, скажем, до 2008 года. Сейчас, превалирует ипотека «эконом-класса». В основном пользуется спросом жилья для того, чтобы жить. Те, кто мог бы приобрести недвижимость для улучшения своих жилищных условий, пока предпочитают не совершать покупок.
— А как обстоят дела с «кредитками»?
— Конечно, лучше. Но надо понимать, что этот банковский продукт всегда лучше продается. Карточный кредит интереснее и для банка: это средняя сумма займа, которую клиенты чаще возвращают. По карточным кредитам при правильном подходе дефолтность ниже. Более того, очень многие банки, в том числе и наш, активно работают с так называемыми лояльными клиентами, среди них — держатели зарплатных карт, клиенты, которые уже брали кредит и вернули его, то есть имеют хорошую историю взаимоотношений с банком. К тому же никогда не надо забывать, что продажа кредитных карт — плановая задача почти любого банка, так что менеджеры замотивированы на эти продажи.
— Но ведь по кредитной карте процент, очевидно, будет выше, нежели при аналогичном объеме «целевого» потребительского кредита…
— Безусловно, но это не отпугивает клиентов, потому что чаще всего в крупных городах карточки получили довольно широкое распространение и, как следствие, хорошее развитие точек, принимающих к оплате банковские карты. Это, в свою очередь, мотивирует клиентов брать «кредитки», особенно если они с льготным беспроцентным периодом.
— А как объяснить то обстоятельство, что многие наши сограждане предпочитают сначала снять с карты наличные деньги, а уже потом отправиться в магазин?
— Это говорит о недостаточно финансовой грамотности. Наверное, у ряда покупателей существуют некоторые опасения относительно приема банковских карт или же состояния их счета. Ведь, согласитесь, неприятно «стартовать от кассы» куда-то в поисках банкомата!
— Наверное, той же недостаточной грамотностью объясняются результаты опроса НАФИ в части интернет-банкинга…
— Не только. На самом деле не так много банков, которые предоставляют полноценный сервис интернет-банкинга. Очень многие его декларируют, а, по сути, настоящее наполнение этого продукта далеко не у всех. Например, в СМП-банке очень широкий набор функций. Нельзя сказать, что он близок к идеалу, но в целом очень удобно. По-настоящему расширенный функционал предоставляет ограниченное количество банков. Дело в том, что интернет-банкинг требует целый комплекс специализированных программных продуктов, которые должны стыковаться между собой. Соответственно, это требует серьезных финансовых вливаний. Поэтому не каждый банк готов на внушительные инвестиции в данный продукт при условии, что пока им пользуется ограниченный круг клиентов. В целом это зависит от стратегии развития банка.
— Недавно Минфин озвучил намерения сократить оборот наличных средств у населения с помощью более активного внедрения банковских карт. Ряд экспертов высказывают в этой связи опасения, что чиновники могут прибегнуть к административному ресурсу…
— Это утопия! Конечно, крупные города в определенной степени готовы к переходу на карточные расчеты. А вот в целом по России высок процент не самых финансово грамотных граждан, плюс в регионах отсутствует соответствующая инфраструктура. Что говорить, если во многих населенных пунктах нет ни одного банкомата, а деньги граждане получают на почте?! Там нет соответствующей торговой сети. Мне кажется, что внедрение банковских карт в жизнь россиян будет постепенным, не одно десятилетие пройдет, прежде чем можно будет сказать, что Россия перешла на безналичный расчет.
Еще в середине 90‑х годов в Европе банки подсчитали, что человек с «пластиком» в кошельке в 2–2,5 раза чаще совершает «спонтанные» покупки, нежели владелец наличных. Так что развитие рынка банковских карт будет максимально способствовать развитию потребительского рынка. Поэтому банки стараются продвигать «карточный» продукт. Уже сегодня существует масса сервисов, где стоимость услуги при оплате по карте заметно ниже, чем при оплате наличными.

 

  • Дмитрий Кузьмин

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: