Как победить ЖЭК?

17 апреля 2012 Как победить ЖЭК?

Вероятно, каждому из нас приходилось сталкиваться с безответственностью местных властей, которые формально хоть и являются «формой осуществления народом власти», на деле не всегда готовы отстоять интересы своих жителей. А иногда — попросту не хотят. Вот и приходится нам воевать с инженерами, сантехниками, электриками и за свои же деньги требовать мало-мальски эффективного обслуживания там, где оно должно осуществляться автоматически. Но, оказывается, даже такую неприступную крепость, как ЖЭК, можно одолеть с помощью закона. Как отстоять свои права, «НП» рассказала заместитель генерального директора ФБУ «Тест—

С.-Петербург» Галина Иванова.

— Галина Николаевна, возьмем такой пример: на детской площадке произошел несчастный случай: оторвалась перекладина от качели, ребенок упал и повредил руку. Кто будет отвечать: изготовитель оборудования? Или «неуловимое» лицо, которое должно следить за техническим состоянием детской площадки? Кстати, кто этим должен заниматься?
— Отвечать будут представители органов МСУ (муниципальное самоуправление). Ведь в соответствии с законом «О защите прав потребителей» мы имеем право на качественное и безопасное изделие.
Это касается, в том числе, объектов, где играют дети. Изготовитель обычно указывает, каким образом необходимо следить за оборудованием, чтобы поддерживать его работоспособность.
А муниципальное образование ставит оборудование на баланс, соответственно, он должен убирать площадку, проводить регулярный осмотр, вести журнал проверок и, в случае необходимости, ремонтировать. Иными словами — обеспечивать безопасную эксплуатацию объекта.
Это, кстати, касается не только детских площадок, но и всей сферы услуг, которые предоставляют МСУ. Сегодня есть определенные законодательные требования к услугам, которые нам оказывают органы власти. Эти услуги должны предоставляться на основе регламентов, которые законодательно подкрепляются требованиями стандартов.
— Но ведь считается, что сегодня все стандарты добровольны, поэтому их можно не выполнять…
— Такая иллюзия действительно присутствует, поэтому чем быстрее мы ее развеем, тем качественнее люди смогут принимать участие в разработке этих самых стандартов и требовать их выполнения. Как я уже сказала, существует перечень услуг, которые муниципалы обязаны нам предоставлять. Соответственно, мы можем предъявить претензии к МСУ, опираясь на законодательство, которое подчас не знают даже сами муниципалы.
Тем временем у нас есть и Федеральный закон «Об общих принципах организации самоуправления», и указ президента — как оценивать эффективность деятельности органов МСУ. Более поздним распоряжением об оценке деятельности МСУ прописаны и критерии оценки. В самом законе сказано, что их деятельность осуществляется на основании регламентов и стандартов.
В законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в статьях 12 и 14 четко сказано, как должен выглядеть регламент по услугам, как должен быть разработан этот регламент и как должен выглядеть стандарт.
Сотрудники нашей организации мониторили многие сайты муниципалов, но стандарт на­шли только один, и тот на Дальнем Востоке. Этот стандарт касался требований к муниципальным детским домам и состоял всего из двух показателей: принят ребенок или нет. Других стандартов муниципалы на сегодня, увы, не разрабатывают.
— Но почему нет, ведь по идее это должно облегчить их работу и жизнь населению?
— Во‑первых, они не умеют их разрабатывать. Мы предлагали им свою помощь, но в ответ услышали, что у них нет денег.
Кроме того, как вы сказали, бытует мнение, что поскольку стандарты добровольные, их выполнять не нужно. Это ошибка, ведь если в законе и в документации есть ссылка на стандарт, то они обязаны принимать его к исполнению.
Подчеркну, что в разработке стандартов сегодня может принимать участие и население, однако люди не знают своего права и не пользуются им.
— Какие стандарты хотели бы видеть петербуржцы?
— Мы проводили опрос и выяснили, что, прежде всего, по мнению людей, в стандартах должны быть прописаны обязательные нормы, порядок удовлетворения претензий и сроки обслуживания.
— Иными словами, люди хотят вызвать сантехника и дождаться его сразу же, а не через три дня?
— Верно, но поскольку такого стандарта обслуживания нет, порой приходится ждать три дня. Кроме того, муниципалы сегодня не слышат мнение населения. К примеру, они могут считать, что на их территории улучшилось медицинское обслуживание — появились три лишние койки. А то, что населению от этого ни холодно ни жарко, никого не волнует, ведь мнение потребителя у нас не спрашивается. То есть если посмотреть на сайтах, то видно, что показатели обслуживания растут. А стало ли лучше от этого людям?
— Но ведь муниципалы действительно могут ссылаться на отсутствие денег…
— Это не аргумент. Я знаю, что некоторые суды сегодня действительно занимают сторону муниципалов именно на этом основании. Но все это до поры до времени. Пока кто-то не возьмется за это дело серьезно.
В муниципалитете и в суде каждый гражданин сегодня может требовать обеспечение закона, где есть перечень услуг, который законом закреплен за МСУ. Пусть муниципалы выходят на тот уровень, который их финансирует, и, ссылаясь на закон, просят денег. Ведь случись что — в суд пригласят именно их.

  • Беседовала Алла Серова

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: