Мобильные мошенники празднуют победу

3 апреля 2012 Мобильные мошенники празднуют победу

Каждый пятый житель России, по данным Роскомнадзора, становится жертвой мобильных мошенников. На данный момент мобильное мошенничество занимает 19% от общего числа подобных преступлений.

 

Сегодня выманить деньги у человека с помощью мобильной связи можно самыми разными способами. Причем один изощреннее другого. Старший преподаватель кафедры Информационной безопасности телекоммуникационных систем СПбГУТ Руслан Кушенов выделяет три основных типа мобильного мошенничества. Первый — это SMS или MMS-уведомления, которые, так или иначе, провоцируют нас на ответную реакцию через короткий номер. Второй тип — это социальный инжиниринг: сюда входят любые «корыстные» обращения к абоненту, основанные на его психологии. Это могут быть как SMS-просьбы от «псевдородственников», так и звонки от «псевдооператора». И наконец, третий тип — это внедрение вредоносного ПО через скаченные из интернета файлы.

Волна мобильного мошенничества прошла еще в 2000‑м в связи с развитием сотовой связи. В 2009 году число случаев мобильного мошенничества достигло своего максимума. Вроде бы сегодня уровень информированности намного выше и все мы о подобного рода деятельности слышали тысячу раз, увы, старания аферистов не становятся напрасными: в один только «MTC» в 2011 г. поступило 70 000 заявлений о мобильном мошенничестве.

Специалист по связям с общественностью компании МТС Северо-Запад Юлия Неменова уверена: «Мошенничество возможно только в случае совершения абонентом каких-то действий. Оно и будет существовать до тех пор, пока люди хотят получить какие-то призы, волшебную диету или гороскоп, решающий все проблемы».

Руслан Кушенов поясняет, что мошенничество может быть «легальным» и «нелегальным». Легальное — это, например, согласие на получение прогноза погоды по SMS. Нелегальное — просьба зай­ти по ссылке, чтобы посмотреть подарок от «вашего друга», отправить SMS на короткий номер. «Либо пользователь сам виноват, он не прочел каких-то условий и был невнимательным, либо человек очень доверчив и поэтому становится жертвой мошенников», — резюмирует эксперт.

Начальник 7 отдела ОРЧ № 3 Уголовного розыска ГУ МВД России по СПб и Ленинградской области Станислав Мигун утверждает, что в большинстве своем есть маленькая сноска или предупреждение, что SMS платное. Поэтому когда человек отсылает сообщение на короткий номер, здесь по факту никакого мошенничества нет. То же самое, когда человек берет кредит в банке и в договоре мелкими-мелкими буквами что-то написано, а он просто не прочитал этого. Не будет же он потом писать заявление на банк за то, что сам проявил невнимательность?

Получается, что мобильные аферисты практически неуязвимы. Рос­комнадзор заявляет, что не обладает достаточными полномочиями для контроля всей информации между контент-провайдером и пользователем. А МВД утверждает, что установить факт мошенничества слишком сложно, потому что «надувательство» зачастую происходит вполне легально. Взять хотя бы ситуацию, когда мошенники представляются полицейскими и просят денег якобы для освобождения из неприятности родственника/друга. Обвинения таким мошенникам не предъявишь, потому что против самих пострадавших можно возбудить статью о даче взятки должностному лицу. Парадокс налицо.

Все сводится к одному — бороться с мобильным мошенничеством нужно на законодательном уровне. «Если бы была государственная регистрация всех номеров и заключали бы договоры не виртуально через интернет, а лично, со всем пакетом документов, то человек бы чувствовал свою ответственность за то, что он делает», — говорит Станислав Мигун. Начальник угрозыска предлагает еще и китайские меры: «Сделать, как в Китае, — авторизовать всех. Обеспечить доступ к базам данных интернет-ресурсов, контроль данных провайдеров, предоставляющих связь, определить границы ответственности интернет-провайдеров».

В любом случае ни то ни другое осуществить в течение месяца или даже двух невозможно. Это очень долгий процесс. Так что лучшим гарантом безопасности по-прежнему остается наша внимательность вкупе с информированностью и осторожностью.

 

 

  • Екатерина Палагнюк

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: