За эмоции надо платить

13 марта 2012 За эмоции надо платить

Потребительские настроения россиян — вещь непредсказуемая. Доказательством тому служит популярность так называемого POS-кредитования. Что это такое — в общих чертах знает каждый из нас: речь идет о приобретении товаров в кредит прямо в магазине через представителей банков, которые предлагают покупателям оплатить покупку не сразу, а в течение определенного срока.

Эксперты указывают, что в конечном итоге потребитель, который берет POS-кредит, переплачивает, и переплата эта существенная. Более того, в придачу к ссуде клиентам часто предлагают оформить страховку, увеличивая тем самым общую стоимость кредита. После таких манипуляций ставка подчас поднимается до 80% годовых. Шумные рекламные акции «под 0%» — это, строго говоря, обман. На самом деле клиент платит и за товар, и за кредит, только проценты заложены в общую цену, отмечает директор департамента розничного кредитования Бинбанка Олег Соколов.
Тем не менее популярность POS-кредитования, несмотря ни на что, остается высокой. Увы, возможность купить сразу и «без проблем» привлекает многих. Накануне праздников доля «эмоциональных» покупок возрастает в разы, достаточно посмотреть на очереди, в которых толпятся желающие купить понравившуюся вещь «здесь и сейчас».
Само собой, банки от столь удобного способа зарабатывания не спешат отказываться. По словам начальника управления развития продуктов и проектов ОТП Банка Александра Васильева, доля POS-кредитов, выданных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, составляет 10% от кредитного портфеля его банка. Антон Селенков, руководитель по потребительскому кредитованию дирекции «Северо-Запад» Банка Хоум Кредит, сообщает: «По данным внутренней отчетности, за период с 1 марта 2011 года по 1 марта текущего объем выдач POS-кредитов в Петербурге занимает 3% от общего объема выдач POS-кредитов банка».
Впрочем, эксперты прогнозируют снижение популярности POS-кредитования. Дело в том, что сегодня у россиян есть возможности получить ссуду дешевле. Например, гораздо выгоднее пользоваться кредитными картами, стоимость заемных денег по которым относительно невысока по сравнению с POS-кредитами (проценты по кредиткам на рынке часто колеблются в пределах 22–24%). Существует и другой аналог «магазинных» кредитов — это потребительские ссуды наличными. В банках, занимающихся POS-кредитованием, уже фиксируют опережающий рост выдачи нецелевых денежных кредитов по сравнению с кредитами в торговых сетях. «С нашей точки зрения, POS-кредитование постепенно вытесняется более универсальным инструментом, а именно — кредитными картами. Такой картой клиент может оплачивать множество покупок в любой момент, а не единовременно оплачивать один товар на конкретной точке продаж», — говорит член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.
Интересно, что пос-кредитование наши граждане часто путают с рассрочкой. Александр Васильев объяснил нам, в чем разница. «Что же касается рассрочки, которую предлагают магазины, то стоит все же отметить, что предоставление кредитов — это не их профиль деятельности. У магазина просто нет ресурсов, чтобы на банковском уровне заниматься проверкой людей, которым магазин ссуживает деньги, или создавать разнообразные и мобильные кредитные программы. Поэтому все свои риски магазин просто закладывает в стоимость товара. Рассрочка была и остается просто очень дорогим кредитом. И не попадайтесь на словосочетание «беспроцентная рассрочка», она может и беспроцентная, но дорогая», — предупреждает эксперт.
Будущее POS-кредитования зависит от того, как быстро кредитные карточки будут проникать в жизнь рядовых россиян, и это, кстати, зависит не только от потребительских настроений и доходов, но и от уровня безопасности (о проблемах в этой связи читайте ниже).
Торговым предприятиям придется тоже подсуетиться. В отличие, скажем, от соседнего Хельсинки, у нас далеко не в каждом магазине можно расплатиться кредиткой. Интересно, что в путеводителях для иностранных туристов о необходимости предъявлять документы во время оплаты кредитной карточкой пишут как о русской экзотике.

  • Олег Павлов

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: