В ответе за «урожай»

25 мая 2011 В ответе за «урожай»

Санкт-Петербургский Союз предпринимателей — одна из старейших общественных организаций города, объединяющая предприятия малого и среднего бизнеса. О том, как складываются отношения малого бизнеса с чиновниками, какие существуют способы поддержки предпринимателей, корреспонденту «НП» рассказал президент Союза Роман Пастухов.

— Сейчас много говорят о развитии инновационной экономики. Как обстоит дело с инновациями в бизнесе Петербурга?

— Могу сказать, что инновационная деятельность в малом и среднем бизнесе ведется. Причем давно. Одни предприниматели, например, изобретают, делают и продают в стране и за рубеж миниатюрные станки «Гномы», которые работают с эффективностью «великанов», другие лечат болезни, третьи выясняют причины загадочных авиакатастроф и предлагают системы защиты от них.

Главное для развития инновационного, да и любого бизнеса вообще — возможность завести свое дело. Когда она становится реальной, то возникают и развиваются не только инновационные виды деятельности, но и тот самый средний класс, который составляет основу современного общества и его опору.

К сожалению, в нашем обществе понимания того, что такое малый бизнес, каковы его возможности, кто такие эти малые предприниматели — недостаточно, а если представление и есть, то зачастую из детективных телесериалов и со страниц бульварных изданий, где почти каждый «бизнесмен» или бывший бандит, или мелкий жулик.

— Что, на ваш взгляд, больше всего волнует сегодня предпринимателя?

— Отсутствие нормальных условий ведения бизнеса и элементарной справедливости. Предложение Президента РФ Дмитрия Медведева ввести ответственность чиновников за ущерб, который они нередко наносят своей деятельностью (или, наоборот, бездеятельностью) предпринимательству, созвучно заявлениям самих бизнесменов.

Предпринимательство растет и развивается, когда для этого есть условия. Или, как сказал один бизнесмен, «государство отвечает за семена и рассаду, предприниматели — за выращивание урожая».

Многочисленные исследования подтвердили, что условий для успеха у нас пока далеко не хватает. Мне неоднократно приходилось слышать фразу, что предпринимательство в нашей стране — занятие для немногих. Я с этим не совсем согласен, хотя, если верить статистике, в России, к сожалению, пока так оно и есть. По подсчетам социологов, около 5,5 миллиона владельцев малых предприятий тратит до 4 миллиардов рублей в год на «добровольные» взносы и узаконенные поборы при оформлении нескончаемых бумаг. Не менее 15% общего оборота СМП вынуждены переводить в наличные и оставлять вне бухгалтерского учета. Примерно 1% «теневого» оборота тоже приходится обналичивать — чтобы иметь живые деньги для различных неформальных выплат. В пределах 5% совокупного фактического оборота — платить различным «крышам» за обеспечение безопасности. Еще столько же — на взятки «нужным людям». До 30% зарплаты стали выплачивать сотрудникам в конвертах — чтобы хоть как-то уменьшить бремя страховых взносов. 10% от стоимости арендованных площадей — сверх официальной платы — идет наличкой в карманы собственников объектов. А чтобы развиваться и иметь, помимо головной боли от ведения бизнеса «по-русски» какой-то личный доход и средства накопления, часть прибыли, примерно равную 10% фактического оборота, бизнесмены стараются не показывать.

Потому что ныне легальная работа предприятия равнозначна саморазорению. Кстати, многие новички так и «делают».

— В городе есть немало программ поддержки бизнеса. Какие, по вашему мнению, наиболее востребованы?

— В Петербурге действительно существуют программы государственной поддержки предпринимательства, но о большинстве из них сами коммерсанты, боюсь, не ведают. Одна из причин — недостаточность информирования.

Популярностью у предпринимателей, особенно новичков, пользуются гранты на открытие своего дела, хотя их выдача вызывает много вопросов. У меня создалось впечатление, что она зачастую организована без всяких конкурсных процедур или серьезного изучения планов претендента, а субсидии достаются тем, кто первый успел подать грамотно оформленную заявку. Знаю несколько забавных случаев. Например, бывшая сотрудница районной администрации, уйдя на пенсию, решила вдруг открыть турфирму, специализирующуюся на отправке туристов в Южную Америку. Она никогда не работала в этой или даже в смежной области, тем не менее ей с легкостью дали четверть миллиона рублей. Результат оказался предсказуемым. Или другой пример: деньги выделили для открытия фирмы, специализирующейся на расшифровке тайн имен, гадании и прочей каббалистике. Чем все кончилось — не знаю, но не думаю, что все это серьезно…

— В Петербурге действует около десятка общественных объединений, призванных помогать малому и среднему бизнесу. Как вы можете оценить их работу?

— В принципе, чем больше таких структур, тем лучше. Однако нередко мы видим и бутафорские сообщества, члены которых преследуют в основном эгоистические цели. Деловым людям еще предстоит почувствовать себя действительно сообществом, умеющим отстаивать свои корпоративные интересы.

— Роман Константинович, что нужно сделать, чтобы малый и средний бизнес уверенно «стоял на ногах»?

— Поощрение предпринимательства, стимулирование спроса, снижение налогов — главные меры во всех странах. В нашем варианте — это еще и необходимость всерьез заняться реформами, поскольку бывает так, что изданные на благо развития малого бизнеса законы зачастую поворачиваются против него же.

 

  • Беседовала Юлия Лопатьева

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: