Деловой туризм: перспективы и препятствия

21 мая 2014 Деловой туризм: перспективы и препятствия

Очередной ПМЭФ вновь напомнил о необходимости развития конгрессно-делового туризма в нашем городе. На этом пути Петербургу предстоит преодолеть множество препятствий.

Событие не зря считается знаковым: общий бюджет ПМЭФ‑2014 превышает 1,125 млрд рублей, а участие в нем по традиции принимают руководители страны и сотни топ-менеджеров.

Однако не у всех представителей туристического бизнеса Северной столицы нашествие VIP-персон (а только число гостей с таким статусом составляет около 2,5 тыс. человек) вызывает положительные эмоции.

Объясняется это тем, что при общем числе участников и гостей ПМЭФ большая часть номерного фонда самых лучших отелей Петербурга на три дня «выпадает» из общего доступа — все номера забронированы. Причем по ценам, которые в 1,5–2 раза выше обычных. Кроме того, значительная часть лучших транспортных средств и сервисных ресурсов перенацеливается на обслуживание ПМЭФ, а перемещение по городу многочисленных VIP-персон усложняет и без того непростую транспортную обстановку. В результате некоторые «въездные» туроператоры Петербурга, занятые во время работы форума обслуживанием обычных туристов, постоянно жалуются на проблемы, которые им приходится решать из-за его проведения.

Но не все выражают недовольство. «Стратегически форум — это драйвер роста туризма: отлично, что он у нас есть, — уверена руководитель службы маркетинга и PR группы компаний «Мономакс» Александра Юркова. — Ведь его организация — эффективный инструмент продвижения Петербурга как туристической и конгрессной дестинации. В мировых СМИ демонстрируются красивые, богатые и успешные люди на фоне величественных красот имперского города, утопающего в зелени и солнечных лучах — мечта, а не рекламный ролик! Да, за это мы пока дорого платим сложностями в логистике других мероприятий. Но будем надеяться, что переезд в «Экспофорум» облегчит ситуацию…»

А как в целом смотрится Петербург с точки зрения развития делового туризма?

На этом рынке Петербург по-прежнему выглядит как перспективный «жених», и не более того. К тому же «замуж» за него выходить особо никто не торопится…

По данным официальных отчетов Международной ассоциации конгрессов и съездов (ICCA), в рейтинге городов мира в 2011 году Петербург занимал 82‑е место, а в 2012‑м переместился на 64‑е. В европейском раскладе этой же авторитетной международной организации в 2012‑м он был на 33‑м месте.

В рейтинге 2011 года город на Неве был ниже Москвы (на 4 места), а уже в 2012‑м оказался выше. В мировом рейтинге он поднялся на 10 строчек, в европейском — на 5. Однако реальных причин радоваться пока нет.

По данным руководителя службы маркетинга и PR группы компаний «Мономакс» Александры Юрковой, в международном рейтинге ICCA‑2013 Петербург занимает долю рынка в 0,27 %, в то время как у крупных европейских городов позиция намного сильнее: у Парижа (1‑е место) — 1,74 %, Вены (3‑е) — 1,55 %, Берлина (5‑е) — 1,52 %. Почему возникает такое отставание?

«Сегодня выбор направления для делового мероприятия осуществляется не столько по отелям, сколько по духу страны. Активностям, впечатлениям, возможностям для экскурсий», — заявила недавно Кристина Ионицкая, заместитель директора Управления по туризму Каталонии в странах СНГ и Восточной Европы.

В Петербурге таких возможностей вроде как много. Компании, качественно работающие в сфере делового туризма, тоже есть — не меньше десяти. Кстати, их уровень совсем недавно высоко оценил генеральный директор UBM Live Саймон Фостер.

Тогда откуда отставание?

Может быть, Северной столице не хватает площадок и номерного фонда? Напротив — мест предостаточно, не хватает только крупных площадок, вместимостью свыше 1 тыс. человек. «Мы занимаемся организацией деловых мероприятий с численностью участников до 500 человек, и поэтому никаких проблем с поиском площадок не испытываем», — отмечает исполнительный директор компании Via Hansa DMC&PCO Ltd Наталья Виноградова. «Для конгрессов и конференций масштаба в 300–500 делегатов Петербург обладает всеми ресурсами, — согласна с ней руководитель службы маркетинга и PR группы компаний «Мономакс» Александра Юркова. — Для мероприятий с числом участников в 500–1000 возникают некоторые сложности. А если их больше 1 тыс. — уже более серьезные затруднения касательно площадок, питания, транспортной логистики и т. д.».

Что касается номерного фонда, то здесь при существующем турпотоке проблемы возникают лишь в высокий сезон: 73 действующих (свыше 50 комнат каждый) «качественных» отеля на почти 16 тыс. номеров вполне способны «закрыть» потребность. По оценке BtG Event Solutions, в Петербурге сейчас имеются отели с обширными конференц-возможностями, расположенные в разных частях города и пригородах, которые могут обеспечить любой уровень обслуживания: имеются не только «классика» в виде Гранд-отеля «Европа» или первого в России Four Seasons, но и «модерн» («W‑отель»).

Есть ли в деловом туризме Петербурга «узкие места»? Конечно. В настоящее время принять крупное мероприятие с числом участников больше тысячи человек город на Неве не может. Единственная площадка, на которой можно организовать широкомасштабное мероприятие, — ВК «Ленэкспо». Но «Ленэкспо» не способно предоставить всю необходимую инфраструктуру: комплекс морально и физически устарел, и уже давно не отвечает требованиям современности.

Много претензий в последнее время вызывает и петербургская логистика. Да и сам транспорт в дефиците. «Современных автобусов в сезон не хватает, — сетует Наталья Виноградова. — Они в основном заняты обслуживанием пассажиров круизных лайнеров, а оставшиеся порой предлагают по неподъемной цене». Иногда случаются жалобы и на организацию мероприятий, и на качество сервиса. Однако основным тормозом делового туризма, особенно на международном рынке, эксперты называют слабое продвижение Петербурга.

Генеральный директор UBM Live Саймон Фостер, встречаясь в начале 2014 года с туристическими властями Петербурга, отметил, что город по-прежнему не очень известен за пределами России.

«Для того чтобы выйти в мировые лидеры, нужно гораздо активнее продвигать его на международной арене, создавая узнаваемый бренд, а также обеспечить не только наличие современных конгрессно-выставочных площадей, но и высокое качество услуг. А еще — их хорошую транспортную доступность», — подчеркнул он.

«Если оценивать объективно, то продвижением города, как правило, занимаются лишь сами туристические компании: государственные структуры чаще всего не могут обеспечить потенциальных клиентов даже элементарными раздаточными материалами, рассказывающими о возможностях по приему туристов, — констатирует исполнительный директор компании Via Hansa DMC&PCO Ltd Наталья Виноградова. — И если в самом Петербурге мы часто видим рекламу Таллинна, Осло и других европейских городов, то наш город за рубежом практически не продвигается».

«Если мы говорим о продвижении в рейтинге, то Петербургу мешают отсутствие качественной статистики, инструментов для контроля и учета проводимых в городе мероприятий, — уверена Александра Юркова. — Если же речь идет о повышении статуса Петербурга как конгрессной дестинации, то это недостаток комплексного маркетингового продвижения города, включая формирование и развитие конгрессного продукта, рекламу, PR (внешний и внутренний), продажи и т. д. А еще — недостаточно прозрачные механизмы взаимодействия бизнеса и власти в области конгрессной деятельности и отсутствие единого информационного окна для инициаторов мероприятий и участников рынка».

Вместе с тем в ближайшем будущем ситуация хотя бы в некоторых аспектах может заметно измениться. Первой лакуной, которая будет устранена, станет нехватка крупных современных конгресс-центров.

Уже в октябре 2014 года первых гостей примет конгрессно-выставочный центр «Экспофорум», который состоит из конгресс-центра вместимостью до 10 тыс. человек (с основным залом на 4,2 тыс. мест и залом для гала-мероприятий на 2 тыс. мест), двух бизнес-центров, трех выставочных павильонов, складов и таможенного терминала. Поскольку этот комплекс расположен неподалеку от аэропорта «Пулково» и способен предоставить все услуги в одном месте, одновременно будет решена и транспортная проблема: в Петергоф или Пушкин гости смогут легко попасть, избежав пробок в центре города.

Стоит напомнить, что Смольный взял курс на организацию в Петербурге нового экономического кластера — конгрессно-выставочного. На состоявшейся весной в Каннах международной выставке коммерческой недвижимости MIPIM‑2014 правительство Петербурга заключило с инвесторами 4 соглашения о реализации нескольких проектов в Северной столице, в числе которых и новые конгресс-центры. И заместитель председателя комитета по развитию туризма Александр Шапкин заявил, что «в ближайшие 6 лет в Петербурге, кроме «Экспофорума», должны появиться еще 3 крупных объекта аналогичного профиля».

Что советуют профессионалы? Татьяна Бакланова, управляющий партнер ивент-агентства BtG Event Solutions, считает, что усилить интерес к Петербургу как деловой туристической дестинации могут создание более конкурентоспособного по цене продукта для российских корпоративных клиентов и параллельное его продвижение. А также массовое информирование о возможности организации эксклюзивных культурно-развлекательных программ для всех сезонов, включая «низкий».

В свою очередь, в компании «Мономакс» уверены, что помочь Петербургу может создание и функционирование полноценного (с точки зрения функционала, персонала и бюджета) конгрессного бюро в его классическом понимании. «Оно обязательно должно заниматься вопросами формирования и реализации грамотного комплексного подхода к продвижению города, продаж конгрессного продукта в целом и стимулирования развития конгрессной отрасли, — говорит Александра Юркова. — И конечно, способствовать возникновению регулярного, актуального и конструктивного диалога между бизнесом, властью и наукой».

Увы, но пока приходится констатировать, что деловой туризм в Петербурге — как дитя у семи нянек. Все хотят, чтобы оно росло и приносило пользу, но «воспитывать» его все как-то руки не доходят. И понятно, что даже крупные компании, специализирующиеся на деловом туризме, самостоятельно не могут продвигать весь город как дестинацию — силенок не хватает. А на уровне городского правительства внимание ему уделяют больше на словах. Оттого Петербург и занимает в мировом рейтинге делового туризма «почетное» 64‑е место…

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: