Губернатор решил поддержать коррупцию в сфере охраны природы?

22 ноября 2012 Губернатор решил поддержать коррупцию в сфере охраны природы?

"Открытое письмо - ответ на вето губернатора на законопроект по ООПТ Петербурга" от депутата городского ЗакСа Бориса Вишневского, руководителя Центра экспертиз ЭКОМ Александра Карпова и  других представителей общественности.

На прошлой неделе губернатор Г.С.Полтавченко вернул без подписания в Законодательное собрание Санкт-Петербурга законопроект «О перечне участков территорий, в отношении которых проводятся комплексные экологические обследования, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения в Санкт-Петербурге». Однако информация о вето губернатора на законопроект, который должен был защитить природу крупных городских парков, Смольным не оглашалась, а в рассылке Законодательного собрания появилась только вчера. Видимо, власти не хотели обнародовать информацию, которая неизбежно приведёт к скандалу. Потому что за «мотивированным обоснованием отклонения» скрывается произвол в принятии решений и растрата бюджетных денег.
Содержание отклонённого законопроекта дословно описывается его названием – это перечень и схемы 34 участков общей площадью около 29,5 тыс га, на которых, несмотря на все воздействия мегаполиса, ещё сохранились остатки живой природы. В список, в основном, включены городские леса, долины небольших рек, незастроенные берега Невы, крупные парки (Сосновка, Удельный, Баболовский, Пискарёвский, Александрино и другие). Здесь, по данным учёных, можно найти растения, занесённые в Красную книгу, встретить помимо надоевших горожанам воробьёв, голубей и ворон, десятки разных видов птиц, неожиданно увидеть зайца, лося, лисицу, бобра… А в глубине самого крупного массива городских лесов, который получил название «Литориновая лагуна», по-прежнему живут кабаны и, возможно, настоящий, не зоопарковский медведь.
Сохранение мест обитания редких видов, стоянок перелётных птиц, которые каждую весну и осень останавливаются на «дозаправку» в окрестностях города – это требование федерального законодательства, выполнение международных обязательств Российской Федерации. Кажется вполне естественным, что город перед тем, как предоставлять территорию под прокладку дороги, завод, жилую застройку проводит исследование, чтобы установить, не разрушит ли это решение сложившиеся за десятки тысяч лет критические узлы экологической сети. Если в процессе обследования экспертами ничего ценного не обнаружено, результат фиксируется публично: в виде нормативного акта, за который несёт ответственность исполнительная власть. В случае обнаружения ценных природных комплексов начинается подготовка документации для организации заказника, памятника природы или природного парка.
«Система «реестров» в законодательстве оправдала себя. – говорит депутат Законодательного собрания Б.Л.Вишневский, заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству ЗС – В своё время закон Санкт-Петербурга о перечне зелёных насаждений общего пользования резко снизил число конфликтов между жителями и властью по поводу застройки парков и скверов. В ходе подготовки законопроекта горожане смогли внести в него свои предложения, защитив от уплотнительной застройки сотни скверов. Теперь одного взгляда на карту достаточно, чтобы понять, где находится территория зелёного благоустройства, на которой строить нельзя. Решения о выводе участков ЗНОП из перечня или о включении новых принимаются Законодательным собранием публично, что даёт существенные, хотя не абсолютные, гарантии защиты интересов населения»
Однако в отношении природных территорий подобного закона до сих пор не было принято. По оценкам специалистов, ценные участки могут быть обнаружены примерно на четверти территории Петербурга (в черту города входят, напомним, Курортный, Ломоносовский, Пушкинский, Колпинский районы с обширными участками «пригородных» лесов и парков). К настоящему времени обследовано около 5% всей площади города, а особо охраняемые территории составляют всего около 4%. (для сравнения: в Москве до её расширения – около 20%.)
Зачастую сложившаяся ситуация приводит к «странным историям», которые реализуются по схожим сценариям: после принятия градостроительного решения по необследованной территории расходуются значительные бюджетные и частные средства на проектирование, а затем, после очередного скандала, первоначальное решение отменяется.
Последним примером стало решение по «новому зоопарку» в Юнтолово, который на протяжении четырёх лет проектировали на территории, где растёт «экологический символ» Петербурга – занесённый в Красную книгу Российской Федерации восковник болотный. На проведение конкурса, проектирование было потрачено около миллиарда рублей из городского бюджета. После вмешательства Росприроднадзора и скандала с неудавшейся попыткой уничтожения восковника, город вновь ищет более удачное место для зоопарка. Проект создания намывных территорий в районе Сестрорецка также, как выяснилось недавно, планируется на месте произрастания одной из крупнейших в городе популяций восковника. Можно ещё вспомнить проекты создания гольф-поля на торфяном болоте, «стадиона технических видов спорта» в зарослях тростника и так далее.
В условиях отсутствия официальных данных об экологической ценности территорий открываются возможности для коррупционной схемы превращения бюджетных денег в частные доходы: выдав разрешение на проектирование – дороги, стадиона, намыва, жилой застройки и т.д. и выделив на работы казенные средства, недобросовестные чиновники «внезапно» обнаруживают экологические ограничения и отменяют проект. Подобный вариант обогащения решили пресечь депутаты петербургского ЗакСа. Законопроект «О перечне территорий…» рассматривался парламентом более полугода: проводились слушания, консультации со специалистами, проект был направлен в правительство на согласование; была создана рабочая группа, в которую вошли представители различных городских комитетов; правда, собрались ее участники только один раз, и предложений от чиновников по улучшению планируемого закона не поступило.
«Мотивированные обоснования отклонения» законопроекта губернатором выглядят логичным продолжением политики бездействия. Так, например, в письме депутату Т.Я.Захаренковой (№170/12-1-0-1 от 11.07.12) председатель Комитета по природопользованию и охране окружающей среды Д.А.Голубев упоминает выводы «о нецелесообразности образования ООПТ «Родниковые озёра на проспекте Мориса Тореза» и «Парк Сосновка – истоки Муринского ручья»». Однако в письме губернатора сказано: «в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлены полномочия принимать решения о нецелесообразности образования ООПТ». Т.е., решения принимать нельзя, а вот не создавать ООПТ, несмотря на положительное заключение государственной экологической экспертизы – можно.
Между тем, с карты Петербурга планомерно исчезают все новые участки живой природы. Неужели лишь после их ликвидации станет возможным, сообразуясь с предложением губернатора, внести «соответствующие изменения в Генеральный план Санкт-Петербурга»?
С таким «окончательным решением природного вопроса» не согласны ни депутаты ЗС, ни члены инициативных групп, защищающих парки и городские леса в разных районах города. Последние уже объединились для того, чтобы добиться преодоления вето губернатора и внесения необходимых поправок в Генеральный план Санкт-Петербурга.

1 комментарий

  • екатерина 28 ноября 2012 14:39:39
    «Зеленые» превращаются в «желтых» или кому нужен скандал…

    Вот не работается господину эксперту Карпову спокойно – не работается на благо отечества. Все надо поскандалить, пошуметь, побить себя в грудь кулаками…. Оказывается, во всем виноват Губернатор, даже в том, что на сайте Законодательного Собрания поздно появляется информация!?!… Да заврались…. Говорить и писать можно сколько угодно, с доказательствами плоховато… Техника известна – упомянуть об одном – умолчать о другом… в надежде, что все будут слушать, развесив уши и не сомневаясь в истинности услышанного… Тем более, что в плохие дела у нас с большей готовностью верят, чем в хорошие.
    Пакости и клеветы, конечно, написано много, но просто отмечу особенно интересные моменты в прочитанном мною «крике души эксперта Карпова», не вдаваясь в юридические сложности (ведь, судя по работе (особенно, подготовленным законопроектам) Карпов не отличается юридической грамотностью, а только говорливостью…).
    1. О сценариях «странных историй» и коррупции… Изначальная редакция проекта закона об участках территорий… включала в том числе, и те участки, которые отданы или планируются быть отданными под развитие территории, реализацию различного рода проектов и т.д. (например, Плавни Кронштадтской колонии и дубовая роща). Потом странным образом, этот список изменился, причем вот эти самые территории, которые планируются быть отданными под реализацию проектов, постепенно были исключены из проекта закона и заменены другими. На лицо «сценарий угрозы»  сначала участок включили в проект закона (с пеной у рта доказывая, какой он ценный и уникальный), потом, дождались заведомо отрицательной реакции застройщиков и инвесторов (которая не заставила себя очень долго ждать), а потом оказали этим самым застройщикам и инвесторам «услугу» по исключению их участков из проекта закона… Интересная схемка получается – не так ли. То есть закон нужен, чтобы запугать застройщиков и инвесторов «отключением газа», если они не «купят лотерейный билет»…. Видимо, билеты разошлись на ура, раз оставили так мало территорий.
    2. Об основаниях образования особо охраняемых природных территорий (сокращенно - ООПТ). Всем специалистам (но, видимо, не всем экспертам) известно, что материалы комплексного обследования и заключение экспертизы на них сами по себе не являются основанием для образования ООПТ. То есть этот закон изначально никак не поспособствует образованию ООПТ, но поспособствует тому, что город вынужден будет заказывать за счет средств бюджета работы по обследованию территории и оплачивать экспертизу, которые потом просто уйдут а архив… То есть этим проектом закона просто пытаются обеспечить работой тех, кто долгое время зарабатывал обследованием территорий, но когда заказы прекратились остался без бюджетных денег? Так кому нужен этот закон? Не другу ли эксперта Карпова – господину ученому Резникову (их фамилии всегда идут рядом), который, между прочим, в свое время по-заказу застройщика обосновал, что участок территории одного Питерского заказника не является ценным и его нужно исключить из состава заказника, чтобы застройщик мог там все себе построить… Эх!
    3. Охранять городские парки… Это дело крайне важное… И главное, кто мешает, это делать. Есть Закон Санкт-Петербурга о зеленых насаждениях общего пользования – вот и охраняйте парки с его помощью, следи за его исполнением и ненарушением… Что же этого депутаты не делают…
    4. Не могу не сказать про зоопарк! Территория, отданная под зоопарк, была когда-то территорией зеленых насаждений общего пользования (там нельзя строить и много еще чего, но главное – строить!). И что делают депутаты?! Они исключают эту территорию из зеленых насаждений общего пользования – чтобы строить можно было (а то, ведь как зоопарк построить там, где этого нельзя делать). А что делают депутаты потом! Кричат, что Губернатор, такой-растакой, отдал территорию под строительство зоопарка!!! Да заврались!

    Заключение.
    Сколько можно скандалы раздувать?? Не пора ли поработать?? Например, своими силами, без финансовой поддержки бюджета Санкт-Петербурга – так, за идею(!) подготовить материалы комплексного обследования, для создания ООПТ или что-нибудь еще полезного сделать? Нет, ну конечно, за «зеленых» нужно платить «зелеными», ну или хотя бы «деревянными»… А те, которые истинно «болеют» за охрану природы – ученые, общественники, просто граждане, не стремятся поскандалить или покрасоваться на телеэкране и страницах изданий, они просто работают, находят решения, новые методы и технологии. Особенно это важно в тех областях, где идет столкновения интересов, например развития города и необходимостью сохранить благополучную окружающую среду. И вообще мне не очень понятны жители города – они жалуются, что нет коммуникаций, нет дорог и так далее и тому подобное, и тут же жалуются, что предоставляются участки для этого самого строительства! Какие-то собаки на сене, да еще и очень громко пустолающие собаки…
    В общем, все это опять очередная политическая провокация! Повышение рейтингов партий, депутатов, отдельно взятых экспертов. Как все же легко наши «зеленый» превращаются в «желтых»… Хорошо, что еще до «грязного белья» не доходят…

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: